Поляков Самуил Соломонович (24.12.1837, поселок Дубровна Оршского уезда Могилевской губернии - 07.04.1888, город Санкт-Петербург), предприниматель, благотворитель, тайный советник. Из еврейской семьи мелкого торговца.

С 1860 года купец. С середины 1860-х годов благодаря покровительству графа И.М. Толстого получал подряды на строительство ряда крупных железных дорог в России, затем становясь их акционером и фактическим владельцем. Прославился скоростными методами строительства. Имел миллионные доходы за счет значительного превышения получаемой оплаты за строительные работы над реальными затратами. Один из наиболее состоятельных коммерсантов России, Поляков был наречен «железнодорожным королем».

В Воронежском крае строил линии: Козлово-Воронежскую (1867-1868, станции Воронеж, Сомово, Графская и другие), Воронежско-Ростовскую (1870-1871, станции Отрожка, Лиски, Россошь, Кантемировка и другие), Грязе-Царицынскую (совместно с подрядчиком П.И. Губониным, 1869-1871, станции Борисоглебск, Поворино). Осуществлял непосредственное руководство строительством станционных зданий в Воронеже, не прибегая в данном случае к услугам субподрядчиков. Член совета Дома милосердия в городе Санкт-Петербург (с 1871), многих других благотворительных учреждений. Потратил на благотворительные цели около 3 миллионов рублей. В 1867 году основал первое в России железнодорожное техническое училище в городе Елец Орловской губернии, в 1871 году выделил 200 тысяч рублей на создание гимназии в том же городе, в 1882 году - 200 тысяч на общежитие Петербургского университета. При его материальной поддержке открыта Криницкая сельскохозяйственная школа в Острогожском уезде, где он владел поместьем. За крупные пожертвования на нужды народного образования получил звание действительного статского советника (1875), на основании чего состоялось (1876), но не было утверждено Сенатом (1877) решение Воронежского дворянского собрания о внесении Полякова в родословную книгу дворянства.

Добился личного дворянства. Имел ряд российских и иностранных орденов.