Станция Графская
Открыта в 1868 году. Она была первой железнодорожной станцией на Козлово-Воронежской линии в пределах Воронежской губернии.
По преданию, станция названа «Графской» в честь начальника почтового ведомства графа И.М. Толстого, много сделавшего для появления в Воронеже железной дороги. В 1896 году, после прокладки ветки от Графской до станции Анна, Графская превратилась в узловую и была реконструирована. Возвели депо (не сохранилось) и другие служебные постройки, включая водонапорную башню с подводящим к ней воду коллектором и водозаборным устройством на р. Усмани в нескольких километрах от станции. В расширенном вокзале имелись залы ожидания I и II классов, директорские комнаты для высокопоставленных лиц, буфет. В 1901 году радиус действия станции увеличился в связи со строительством ветки на Рамонь, где находился крупный по тому времени сахарный завод. В начале XX века станция Графская относилась к единичным станциям Воронежской губернии, в грузообороте которой преобладал не хлеб, а лес (в частности дрова). Для переработки леса, поступавшего из крупной Усманской «Казенной дачи», в районе станции Графской был построен лесопильный завод. В годы Великой Отечественной войны станция Графская подвергалась обстрелам, было разрушено депо. О военных днях напоминает памятник погибшим воинам, расположенный к востоку от путей, на небольшой площади, образованной на пересечении главной улицы поселка с железнодорожной линией.
Среди сохранившихся станционных построек конца XIX - начала XX века наиболее художественно выразительны вокзал и водонапорная башня рядом с ним.
ВОКЗАЛ расположен с восточной стороны железнодорожных путей. Построен в два этапа: в конце XIX века и в начале XX века.
Состоит из двух частей, различающихся размерами и стилистикой. Меньшая, старая часть, выступающая в сторону платформы, соединена переходом с большей новой. В декоре старой части присутствуют элементы русского стиля, в декоре поздней - преобладают черты классицизма.
Симметрию главного фасада ранней части вокзала определяют слабые боковые креповки. Композицию фасадов основной части поздней постройки задает возвышающиеся в середине двухэтажный со стороны улицы и двусветный со стороны платформы объем. Боковые части выделены лопатками и увенчаны прямыми аттиками. На уличном фасаде повышенного центра в тимпане фронтона размещено крупное полуциркульное окно. Остальные окна прямоугольные, с замковым камнем в перемычке. Сквозные проходы устроены в новой части вокзала и в переходе; служебные входы существуют в торцах вокзала.
Крылья поздней пристройки и обращенная к привокзальной улице двухэтажная часть заняты служебными помещениями, в переходе размещается зал ожидания, в двусветном зале - буфет. В буфете сохранились декоративные тяги вверху стен, падуги и зеркало потолка с поздней росписью.
ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ расположена к югу от вокзала вдоль железнодорожных путей недалеко от Советской улицы. Построена в конце XIX века.
Крупное трехъярусное сооружение имеет в плане форму вытянутого восьмиугольника. Два нижних яруса - кирпичные, верхний ярус с резервуаром выложен из деревянного бруса, высокий цоколь облицован бутовым камнем. На широких сторонах нижние окна в первом ярусе - небольшие, квадратные, верхние - высокие узкие. Во втором ярусе часто расположенные мелкие узкие, почти щелевидные, окна завершены сандриками, которые являются частью декора междуэтажного карниза в виде машикулей. В верхнем деревянном ярусе узкие лежачие окна приближены к венчающему карнизу. Расположенный в южном торце входной проем увенчан фронтоном. На стене, обращенной к железнодорожному полотну, над цоколем находится выпуск чугунной сливной трубы. Водонапорная башня обслуживает не только железнодорожную станцию, но и ближайшие поселения.
Улица Генерала Лохматикова, дом 11
Здание расположено в глубине участка, выходящего на небольшую площадь, образованную у пересечения улицы с линией железной дороги (с запада от нее).
Улица Генерала Лохматикова, дом 13
Детский туберкулезный санаторий расположен к юго-западу от вокзала станции Графской, за линией деревянной застройки на южной стороне улицы Генерала Лохматикова. Построен в начале XX века.