Указом императрицы Елизаветы Петровны 07.07.1728 года были переутверждены старые гербовые эмблемы, которые получили статус «старый герб» то есть без изменений взяты по старому гербовнику 1711 года.

Данный список содержал 29 гербов «…знатных городов и они исчислины для ведома Сената…», возглавлял список Герб государственный, затем шли гербы: Киевский, Новгородский, Астраханский, Тобольский, Псковский, Смоленский, Ревельский, Лифляндский, Рижский, Тверской, Пермский, Вятский, Рязанский 19-й был герб Воронежа.

Пушка - предупреждение о несчастье, а две - символ будущего процветания и больших перемен к лучшему. Пушечный выстрел - знак потери работы - так символично в гербе отразилось закрытие петровских морских верфей. Белый орел символ получения большого наследства. Закрепив петровский замысел в легендарный символ, создав самую мощную, гордую эмблему России во славу русского оружия и величества, Санти был пожалован императрицей Екатериной I в звание обер-церемониймейстера. Белый орел – символ справедливости, безграничной власти и обороноспособности юго-восточного форпоста России. Входит в гербы белгородцев, орловцев. Эти города всегда первыми встречали врага и принимали на себя самые жестокие удары. Красное поле символизирует храбрость, мужество и неустрашимость. Славная летопись Воронежского края яркое этому подтверждение. Выбор эмблемы для Воронежа с исторической точки зрения не вызывал затруднения, слова царя-победителя азовского похода «…когда выстрелили воронежские пушки, орлом взлетела Слава России!» были крылаты и приводились многими дипломатами как пример военной мощи России. Так в гербе осмысливалась историческая роль города.

В мае 1729 года были завершение большой работы по созданию новых гербов, они все были представлены Минихом в Военную Коллегию, которые удостоились высочайшего утверждения. В подлинной записке Коллегии указывалось: «…гербы учинены с надлежащими обстоятельствы…» т.е. атрибутами. В представленном реестре было 88 гербов с научным описанием. Из всего списка 30 гербов оставлены были без изменения и получили статус «старый герб» в данный список входит и герб Воронежа. Правильное геральдическое описание герба Воронежа представлено следующим объяснением: «Две жёлтые пушки на станках, из одной пушки выстреляно, и на ней сидит белый одноглавый орёл, поле красное». Рисунки нарисованы, а вернее сказать, перерисованы были живописцем Андреем Барановым. Военной коллегии было отдано распоряжение изготовить новые полковые знамёна с гербами, рисунки которых исполнены по её заказу. Вот как комментирует данное решение Александр Борисович Лакиер (1824 - 1870) в своем основополагающем труде «Русская геральдика» (1855) «…в 1730 год марта 8 дан указ Правительственному Сенату Военной Коллегии о том, что гербы эти… утверждены и по ним следует изготовить для полков Знамёна, а для губерний печати…» В документе «Сборник городских гербов на знамени полков, с заполнениями», приводится следующее описание герба Воронежа: «В золотом щите на красном поле две медные пушки на станках, из которых на одной сидит белый одноглавый орёл, под пушками зелёная земля». Появление зелёной земли не случайно - она несёт символ надежды, радости и изобилия. Рисунки гербов с картушем были изготовлены составителем рисунков с № 1 по № 48, куда входил и Воронежский герб был, «…рисовал…полевой артиллерии сержант Александр Чиръков…», работу по созданию гербов возглавил (судя по всему, не только формально) граф Бурхард фон Миних. Был составлен сборник, в который вошло более 80 гербов провинций и городов. Гербовник Миниха был удостоен высочайшего утверждения; последовал сенатский указ об употреблении утвержденных гербов не только в полках, но и губернаторами. Для знамени Воронежского драгунского гарнизонного полка существовал с 1730 года герб: «Белый орёл, сидящий на стреляющей двуствольной пушке. Над орлом золотое облако». Знамя Воронежского конного полка ландмилиции существовало с 1734 года на знамени герб в картуше со статусной городской короной: «Белый орёл, сидящий на стреляющей двуствольной пушке. Над орлом золотое облако» (крылья орла опущены). На основе эмблемы со знамени Воронежского полка граф Франциск Санти составил официальное описание герба города в гербовнике, утверждённом 08.03.1730 года: «В золотом щите на красном поле две медные пушки на станках, из которых на одной сидит белый одноглавый орёл. Под пушками земля зелёная». Герб точно передавал значение города Воронежа в то время. В 1699 году основан оружейный завод, отливавший медные пушки. Яркие цвета герба - красный, золото, белый, зелёный создавали впечатление силы, мощи и одновременно праздника. Однако, в 1781 году, рисунок Воронежского герба заменили на совсем другой. Почему это произошло? Часто говорят, что Воронежский герб был слишком похож на герб Смоленска и, во избежание путаницы, решили изменить герб Воронежа. Но так ли было на самом деле? Если мы сравним два герба, то увидим сильные различия. Гербы двух городов совершенно разные по цвету. В Смоленском гербе нет красного, а в Воронежском щит красный. На Смоленском гербе одна молчащая пушка, на Воронежском пушка стреляет, и в варианте 1730 года пушек две. На Смоленском гербе на пушке сидит птица Феникс, изображающаяся без ног, и золотая. В гербе Воронежа птица с ногами, белая (серебряная), и это орёл. Следовательно, изменение герба Воронежа произошло по какой-то другой, неизвестной нам причине. Новый герб 1781 года составлен в геральдической конторе Алекса́ндр Андре́евич Во́лков (1736 - 1788). Иногда его сравнивают с эмблемой из книги «Символы и эмблемата», где изображён водолей, то есть человек, с кувшином, льющий воду. К этому изображению прилагается и девиз: «Всяк своё дело знай». При некотором сходстве с Воронежским гербом это изображение несёт совсем другой смысл, поэтому можно считать, что происхождение Воронежского герба иное. Описание герба говорит само за себя: «Щит пересечён, в верхней золотой части выходящий императорский двуглавый орёл, в нижней червлёной части опрокинутый сосуд, из которого истекает река Воронеж». Таким оставался Воронежский герб в течение ста лет.