Ступино, село Рамонского района. Входило в состав Воронежского уезда, Березовского района (1928-1963).

Основано в конце XVI века на реке Воронеж, упоминается в «Дозорной книге» 1615 года как крупное село. Заселялось государственными и помещичьими крестьянами. В 1697 году сооружена пристань и было изготовлено 10 однопалубных кораблей.

В 1779 году в селе Ступино построена деревянная Воскресенская церковь.

В 1900 году в селе имелись 1 общественное здание, школа грамоты, 2 мелочные лавки.

В настоящее время в селе Ступино действуют сельскохозяйственная артель «Заречное», средняя школа, библиотека, клуб, почтовое отделение.

Население: 1 208 (1859), 1 921 (1900), 2 214 (1926), 661 (2007), 600 (2011).

Уроженцами села Ступино являются театровед Р.Л. Бузук, М.И. Зубарев.

***

СТУПИНО, село Рамонского района.

Возникло, видимо, в последнее десятилетие XVI века (1590-1600 годы) и к 1615 году было уже большим по тому времени селом. Числилось оно за детьми боярскими и за атаманами, которые несли службу по охране южных окраин Московского государства. В Ступино в 1615 году было 4 двора детей боярских, 33 двора атаманских и несколько дворов крестьянских. Ступинские атаманы быстро собирались в поход на дальнее расстояние. Так, в 1635 году при поступлении известия о приходе татарской конницы в 300 всадников на реку Ворону ступинские атаманы вместе со служилыми людьми Нелжи и Пчельников немедленно выступили в поход и прогнали кочевников из воронежских степей.

Ступинцы внесли свой вклад в воронежское кораблестроение, причём это дело было здесь освоено ещё задолго до того, как в наших местах начали строить суда по указам царя Петра. Ещё в 1660-е годы у села сооружались речные суда для отправки казакам в низовья Дона продовольствия и вооружения. А в период, когда в Воронежском крае строился военный флот, рядом с селом Ступино на реке Воронеже была отведена площадка в 2 000 квадратных саженей для сооружения судов. В мае 1697 года здесь дружно закипела работа. В лесу рубили: деревья, свозили их в Ступино. Делали разные детали для кораблей, топорами из целых брёвен тесали доски. Позднее была установлена «пильная мельница», которая ускорила дело и позволила экономить лес. 6 октября 1697 года началось сооружение ступинской пристани и изготовление 10 барбарских кораблей (боевое судно с малой осадкой). В разгар строительства произошли неурядицы. Руководили кораблестроением иностранные специалисты. Они часто спорили между собой, от чего страдало дело. Это явилось причиной того, что в Ступино побывал сам Пётр I. Узнав о ссорах, грозный царь, бывший в то время в Воронеже, распорядился послать в Ступино специальную комиссию. Ее возглавил любимый мастер Петра - Федосей Скляев. В составе комиссии, в числе других, был и долговязый мастер Пётр Михайлов, в котором все сразу узнали самого царя. Он поразил ступинских крестьян и работных людей тем, что брался за инструмент и искусно им орудовал, хорошо разбирался в корабельных делах. А приговор его был неумолим - все 10 барбарских судов переделать!

О происхождении названия этого села пока можно строить только предположения. В «Книге Большому Чертежу», относящейся к первой половине XVII века, говорится: «А выше Усмани 25 верст с Нагайской стороны пала в Воронеж речка Ивница под Ступною поляною». Название поляны донесло до нас или напоминание о месте, где рубили колоды для изготовления ступ, или имя какого-то служилого человека Ступина.