Жанр повествования автор обозначает как ностальгические заметки. Однажды Константин Паустовский написал: «…история домов бывает подчас интереснее человеческой жизни. Дома долговечнее людей и делаются свидетелями нескольких поколений… Я уверен, что если бы восстановить во всей полноте историю какого-нибудь дома, проследить жизнь всех его обитателей, узнать их характеры, описать события, какие в этом доме происходили, то получился бы социальный роман…» Эти слова смело можно предпослать эпиграфом к книге Шуляковского. Ведь именно об одном из таких уникальных воронежских домов и вспоминает автор. Воронежцы, проходящие по правой стороне улицы Театральной в сторону Советской площади, наверняка обращали внимание на дом, который увешан мемориальными досками в память о тех, кто там когда-то жил. Многие имена на слуху, другие - подзабыты. Вернуть их из прошлого, попытаться рассказать об этих людях по собственным воспоминаниям и свидетельствам родственников героев повествования - такую задачу и ставил перед собой Александр Ефимович. На мой взгляд, с ней он полностью справился. Чем подкупает эта книга? Во-первых, искренностью и добротой по отношению к людям, о которых идёт речь. Во-вторых, яркими ностальгическими нотками о временах, когда для Саши трава была зеленее, а деревья выше. В-третьих, любителям истории города небезынтересно будет узнать о жизни послевоенного Воронежа, повседневном быте его жителей, играх и увлечениях - важной составляющей в судьбе детей той поры. На страницах книги встречаешь имена людей, известных не только в нашем городе, на пространстве бывшего СССР, но и мира. В своё время этот дом в народе называли университетским. И это было точное определение, поскольку большинство его обитателей являлись представителями профессорско-преподавательского состава ВГУ. К сожалению, практически никого из героев повествования нет в живых. И тем ценнее, что вспомнить о них мы можем благодаря человеку, который так или иначе общался с ними, встречал во дворе, заходил в гости. В первую очередь автор вспоминает о своём отце, известном историке Ефиме Шуляковском. Параллельно на страницах книги оживают образы других представителей интеллигенции того времени: Марии Левитской, Николая Латышева, Александра Палкина, Ильи и Полины Бороздиных, Марка Красносельского, Юрия Борисовича, Анатолия Абрамова, Николая Плаксенко и многих других. Каждое имя - отдельная, яркая страница в истории ВГУ. Эти люди занимались разными науками (историей, математикой, физикой, геологией, филологией и т.д.), но всех их объединяла преданность делу своей жизни. Когда читаешь книгу, складывается ощущение, что ты сам тоже был знаком с этими людьми. Настолько ярко выписанными получились образы. Они действительно были. И, судя по всему, обладали такими чертами характера, которые сейчас считаются архаичными, немодными в нынешние времена. Это открытость, незлобивость, отсутствие зависти, честность, доброта, постоянная готовность прийти на помощь. Поэтому и кажется, что от этих людей исходил какой-то особенный свет, притягивавший к ним многих, в том числе и ребят из их двора. В работе над вторым изданием Шуляковский опирался не только на собственные воспоминания, но и свидетельства родных и близких героев книги. Александр Ефимович рассказал, что когда вышло первое издание, ему стали звонить и писать из разных городов и даже стран. Накопилось немало нового, интересного материала, который должен увидеть свет, а не пылиться на антресолях. Работа заняла немало времени. Но затраченные усилия стоили того. Появилась пусть и неполная, но значительная часть биографии дома на Театральной. В качестве совета, литературовед Олег Ласунский предложил Шуляковскому проследить и более раннюю, довоенную историю дома. Тогда в нём тоже жили яркие, неординарные личности, многих из которых перемололи жернова сталинских репрессий. Замечание уместное. Если начать заниматься исследованием того периода, найденные факты и материалы только дополнят и украсят повествование и биографию самого дома. Хотя понятно, что на страницах будет много печальных и грустных историй. И ещё об одной привлекательной стороне книги: обилии фотографий героев повествования. Есть среди них и так называемые официальные, а есть и повседневные, домашние. Можно увидеть известных ученых на отдыхе, на демонстрации, на лыжной прогулке, занимающихся благоустройством двора, находящихся в семейном кругу, увидеть, какими будущие светила науки были на фронтах Великой Отечественной. Собрать под одной обложкой такой богатый фотографический материал, дорогого стоит. Время неумолимо движется вперёд. Сейчас в доме на Театральной живут другие люди. А он стоит, хранящий ещё немало тайн. Кто знает, может, в будущем кто-нибудь соберется рассказать и о нынешних его обитателях. Завершая книгу, Александр Шуляковский пишет: «Наш дом всегда казался мне большим кораблём, плывущим в неизвестное будущее. Действительно, белые трубы на крыше, белые паруса простыней, развешанных для просушки на балконах, круглые иллюминаторы чердачных окон… Хочется, чтобы этот корабль и дальше плыл в будущее, сохраняя связь времён и передавая накопленную в нём положительную субстанцию добра и культуры следующим поколениям…».