Строчки эти в полной мере могут быть отнесены к художественному руководителю академического симфонического оркестра Воронежа, народному артисту России Владимиру Игоревичу Вербицкому.
Ему суждено было появиться в этом мире в суровые дни октября 1943, когда окружение Ленинграда было прорвано, но враг всё ещё упорствовал, надеясь удержаться на Пулковских высотах. Сегодня мы хорошо знаем, чем всё это окончилось, но так или иначе, детство и отрочество были нелёгкими, напряжённо-трудовыми. «Иногда, - вспоминает артист, - хотелось погонять мяч, праздно провести время с ребятами. Ан, нет! Напряжённо трудились родители и нам, детям, спуску не давали».
Результаты послеблокадной педагогики были впечатляющими. Хоровое училище при академической капелле и знаменитая Ленинградская консерватория были окончены с отличием. Причём, консерватория сразу по трём специальностям - фортепиано, хоровое и оперно-симфоническое дирижирование. А вскоре, в самом начале 1970-х возник Воронеж с его одним из старейших в России симфоническим оркестром, который в ту пору покинул очень образованный и солидно подготовленный Юрий Ильич Николаевский.
Мгновенно возник вопрос: как музыканты, среди которых было немало опытных мастеров, воспримут молодого коллегу, не имеющего ни сколько-нибудь наработанного репертуара, ни, разумеется, опыта коллективной работы, потому как, откуда же взяться всему этому в неполные 30 лет. Начало было робким, однако вполне уверенным. Ведь что такое дирижёр? Это музыкант, который на конкретном материале должен обучать музыке вполне состоявшихся в профессии людей. И если за пульт становится мастер со сложившейся репутацией, оркестр изначально настроен на внимательное восприятие его посылов. Другое дело молодой специалист, не до конца понимающий многотрудные сложности концертной работы. В оркестре тотчас же появляется глухая насторожённость и почти автоматический рефлекс отторжения. Овладеть ситуацией, подчинить её себе в одночасье - для этого нужно многое: абсолютный слух, свободное владение партитурой и непреклонная артистическая воля. В походном ранце молодого ленинградца нашлось и одно, и другое, и ещё много таких качеств, которые сделали его работу в Воронеже на протяжении почти пяти десятилетий впечатляюще радостной, наполненной многими прекрасными достижениями…
Из личных свершений отметим победы на трёх престижнейших международных конкурсах - Берлин, Рио де Жанейро, Будапешт, двухлетнее сотрудничество с оркестром Братиславы, двенадцатилетнюю безупречную и необычайно яркую работу главным приглашённым дирижёром симфонического коллектива Западной Австралии и, наконец, включение в число двух тысяч выдающихся музыкантов ХХ века, предпринятое Оксфордским Университетом, и отражённое в его биобиблиографическом словаре, увидевшим свет в самом начале нового, третьего, тысячелетия.
Достижения оркестра под руководством Владимира Вербицкого были не менее впечатляющими. Невероятное расширение репертуара, соединившего практически всю мировую классику с музыкой современности; поразительные слитность и стройность звучания, умение постичь и донести до слушателя форму самого сложного произведения, пристальное внимание к смыслу и качеству динамических градаций, многочисленные выступления в столичных концертных залах России, на площадках европейского и азиатского зарубежья вместе с первоклассными солистами - отечественными и иностранными. Достойной наградой оркестру было присвоение ему академического статуса (1995 год), а его артистам разнообразных почётных званий. Свой юбилей маэстро встречает, как всегда, напряжённо-вдумчивой и захватывающе интересной работой, готовя новые программы, возвращаясь к старым опусам, в которых открывает неведомые ранее смыслы, находит современные особенности звучания…
… Три четверти века - юбилей солидный, предлагающий хотя бы предварительное подведение итогов. Юбиляр, однако, далёк от подобного рода забот. Он не любит юбилеев, пышных и зачастую малосодержательных слов, которые в обязательном порядке подобного рода акции сопровождают.
Он скорее сосредоточен на сегодняшнем дне, который требует от него полной отдачи, ибо, как заметил в глубокой древности знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон: «… наши руки создают вторую природу». Не знаем, имел ли римлянин в виду дирижёра или лигурийского пахаря, но знаем точно: руки Владимира Вербицкого полвека творят прекрасное. Многая лета Вам, Маэстро!