- Глеб, расскажите, кто и для чего придумал «Школу театрального блогера».
- «Школа театрального блогера» - это составная часть большого просветительского проекта для регионов, который начала Ассоциация театральных критиков.
В какой-то момент мы осознали, что критики, сосредоточившись на каждодневной рецензионной работе, позабыли о своих просветительских задачах. В последние годы театр стал стремительно меняться. Может быть, даже слишком стремительно. Сегодня у него тысяча лиц и тысяча форм, но зрителю в регионах ничего не известно об этих революционных процессах. Значит, нужно об этом подробно и терпеливо рассказывать. Поэтому в 2016 году у нас возникла идея сделать большой лекционный цикл о театре XXI века не только для Москвы и Питера, но и для регионов. Но одними лекциями не обойтись. Сегодня критику нужно говорить со зрителями еще и о том, как грамотно понять и разобрать спектакль. Мы оказались в новой реальности: СМИ закрываются, газеты и журналы все меньше пишут о культуре, а значение соцсетей, наоборот, возрастает. Особенно в регионах, где профессиональных критиков почти нет. И все чаще информационное поле вокруг театра формируется не журналистами, а блогерами. К сожалению, часто создается искаженная картина. Ведь если ты выбрался на спектакль первый раз за 20 лет, то велик шанс, что у себя в блоге ты напишешь ка куюто ахинею. Значит, нужно работать с теми, кто ходит в театр чаще, с теми, кто способен понимать любой театральный язык и анализировать увиденное. И потом грамотно формулировать свое мнение на любых площадках, будь то печатное СМИ или соцсеть.
Разработать проект Школы театрального блогера нам помогла известный продюсер Евгения Шерменева. Мы подали заявку на грант в Союз театральных деятелей и получили поддержку. Первыми местами, в которых заработала Школа театрального блогера, стали города традиционно театральные - Воронеж, Новосибирск и Казань. Театры в этих городах бурно развиваются, и, значит, им нужна зрительская база, на которую можно опереться. ШТБ может в этом помочь.
Поскольку пилотный проект прошел с большим успехом, СТД пообещал нам, что в 2018 году Школа театрального блогера заработает еще в трех городах. Речь идет об Омской драме, Псковском драмтеатре имени Пушкина и Пермском музыкальном театре. Разумеется, в Воронеже мы тоже рассчитываем продолжить работу.
- Каковы итоги пилотной школы?
- Для меня полной неожиданностью стал ажиотаж с заявками на участие в ШТБ: конкурс был примерно по три человека на место. Курс был рассчитан на три месяца, но как ни странно, интерес к занятиям у участников за это время не угас. Да, какой-то естественный отсев произошел, конечно, но до финала добрались примерно 90% участников - и это несмотря на то, что иногда занятия проходили в не самое удобное время. Отличный результат, по-моему.
- Уже известно, как дальше продолжится школа в Воронеже?
- Пока решаем. Возможно, произойдет определенная ротация, и к прежним участникам добавятся новые люди.
- А насколько коллективные обсуждения помогают? Вот мы разобрали спектакль, а в следующий раз человек останется один на один с произведением, и ему может не хватать мозгового штурма.
- Все мы рано или поздно остаемся один на один с книгой, фильмом или спектаклем. Для меня как для критика каждый новый текст - это мучение, боль и ужас: нет никакой гарантии, что если ты написал хорошую рецензию в прошлый раз, то в этот произойдет то же самое. Но коллективные обсуждения дают понимание того, по каким принципам оценивать произведение искусства. Они помогают нащупать углы в этой темной комнате. Одна из главных бед в регионах - узость зрительского горизонта. Если в городе всего три театра, и ты смотришь максимум пять спектаклей в год, тебе просто не с чем их сравнить и оценить их уровень. На семинарах в ШТБ мы сделали робкую попытку вписать спектакли местного театра в широкий контекст - смотрели видеозаписи разных постановок по одной и той же пьесе и сравнивали режиссерские почерки. Очень полезная штука.
- Но, скорее всего, даже качественный текст от выпускника ШТБ в соцсетях будет, грубо говоря, погребен под фотографиями пирожных из театрального буфета.
- Конечно, качественные тексты затеряются в большом инфопотоке. Но надо же с чего-то начинать. Помимо просветительских задач ставится и другая цель: создать рядом с театром своего рода клуб знатоков. Любой театр заинтересован в умных зрителях. Наверное, постепенно их станет больше, если в городе будет расти количество людей, которые разбираются в театре.
- Есть ли тогда опасность сегментирования аудитории, когда собранные вокруг одного театра люди категорически не принимают другие театры?
- Не думаю. Школа театрального блогера воспитывает не бездумных фанатов, а вырабатывает вкус, учит отличать хорошее искусство от плохого. Если человек начал разбираться в театре, то можно за него быть спокойным - он сумеет воспринять и другую эстетику.
- А сможет ли школа изменить ситуацию непонимания искусства? «Матильда», «Тангейзер», погромы выставок, скандал на одном из Платоновских фестивалей из-за спектакля авангардного эстонского Театра №O99 «Педагогическая поэма». Порой складывается ощущение, что многие не просто не понимают и не принимают искусство, но и не хотят его понимать и принимать.
- Публику нельзя винить в том, что она не принимает нового. Как можно упрекать людей, у которых нет достаточного зрительского опыта? Мы с коллегами-критиками можем часами рассказывать о разнообразии современного театра и даже демонстрировать видеофрагменты хороших спектаклей, но театр - это не то искусство, которое поддается пересказу. Чтобы аудитория перестала быть косной и консервативной, нужно, чтобы в городе постоянно проходили не только лекции, но и гастроли, фестивали, лаборатории. В Воронеже в этом смысле относительно благополучная ситуация, а есть много городов, где вообще ничего не происходит и театры варятся в собственном соку на протяжении многих лет.
И лекции, и Школа театрального блогера - лишь часть планомерной работы по искоренению провинциальности. Ведь провинциальность не зависит от того, насколько твой город удален от столиц. Провинциальность - это когда ты замыкаешься в узких рамках и знать ничего не хочешь о том, что происходит в большом мире. Есть масса провинциальных театров и в Москве. Думаю, что любые усилия по разрушению целостности твоего уютного театрального мирка - во благо.
- Ваш коллега Роман Должанский мне рассказывал, что театр активно развивается не только в столицах, что достойные спектакли есть и в провинции. На ваш взгляд, это так?
- Да, конечно. Очень многое изменилось за последние годы. Москва и Питер все равно будут задавать тон, это нормально, но даже по конкурсу «Золотой маски» можно видеть, что спектакли из регионов сейчас на равных соперничают со столичными. Уже никому не приходит в голову сказать, что театр из провинции - по определению второсортный.