Градостроительство в Воронежском крае
Градостроительство в Воронежском крае прошло пять основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности планировочной организации территории.
1-й период - с IX века, когда на этих землях появились первые города, до начала XIII века, когда в результате нашествия монголо-татар почти вся территория современного Центрально-Чернозёмного района на долгие годы превратилась в так называемое «Дикое поле». Данный период характеризуется возникновением редких городов-крепостей (Курск, Елец, Рыльск, Льгов и другие) и общей локализацией расселения в северо-западных лесных районах края (до линии реки Северский Донец - верховья реки Сейм - реки Быстрая Сосна). Соображения обороны оказали решающее влияние и на выбор конкретных мест размещения поселений на возвышенных берегах рек, что обусловило почти полную зависимость сложившегося «рисунка» расселения от гидрографии района. При этом выделялись очаги концентрации населения и поселений у городов, вдоль реки Сейм, реки Свапа, реки Тускарь, реки Снова, реки Дон, посредством которых поддерживались торговые связи с Киевом, волжскими булгарами, Приазовьем.
2-й период (XVI-XVII века). С укреплением Русского государства происходило основание в пустующих или слабо заселённых районах многих городов-крепостей, под защитой которых осуществлялось постепенное движение колонизационной волны на юг и юго-восток. Одним из них стал город Воронеж (1585). На подступах к нему была создана целая система укреплений, представленная Толшевским монастырём, Борщевским монастырём, Карачунским монастырём, жилыми острогами (Орлово, Костёнки), стоялыми острожками. Общий «рисунок» сложившегося расселения определялся уже не только тактикой татарских набегов, но и стремлением пресечь их. Характерна преимущественно концентрация населения в крупных сторожевых селах вдоль Белгородской засечной черты, вобравшей в себя около 30 городов, которые контролировали основные водные и сухопутные пути. Именно тогда на территории современной Воронежской области появились города-крепости Костёнск (1642), Ольшанск (1644), Орлов (1646), Коротояк (1647), Острогожск (1652), вошедшие наряду с городом Воронежем в состав засечной черты. В 1662 году был основан город Землянск. Продолжилось освоение речных долин, наиболее благоприятных для ведения сельского хозяйства. Образовались почти сплошные полосы расселения, вытянутые в меридиональном направлении вдоль реки Цна, реки Дон, реки Оскол, реки Северский Донец - реки Сейм - реки Снова, реки Сейм - реки Свапа. Тем не менее, вплоть до конца XVII века постоянные поселения «за чертой» практически отсутствовали, так как главным препятствием по-прежнему оставались татарские набеги.
3-й период (конец XVII - 1-я половина XIX века). С перенесением государственных границ далеко на юг все города региона ко 2-й четверти XVIII века окончательно потеряли всякое стратегическое значение, что привело к их интеграции в единый тип города - хозяйственно-административного центра. Воронеж становится центром русского военного судостроения и центром обширной Азовской губернии, учреждённой в 1708 году при первом разделении России на губернии. В эпоху петровских преобразований по Среднему Дону и его притокам возникают город Борисоглебск (1698), город Тавров (1705), город Павловск (1709), крепость Хопёрск (1716), слобода Бобров (1698), слобода Богучар (1717), слобода Калач (1716), слобода Россошь (между 1709 и 1721 годом). Происходит функциональная дифференциация поселений в зависимости от местной сырьевой базы и их экономико-географического положения. В ходе проведения административно-территориальной реформы 1775-1785 годов городской статус получили город Новохопёрск, город Нижнедевицк, город Бобров, город Богучар, город Калитва, ставшие центрами уездов, а город Костёнск, город Ольшанск, город Орлов, город Тавров его утратили. Для планировки городов того времени характерен принцип подчинения застройки единым правилам и приёмам (главная из них - геометричность очертаний кварталов и чёткость планировки). Планы городов отличались компактностью и в некоторых случаях незначительной расчлененностью, естественными преградами (Бобров, Богучар, Калитва).
В 1774 году свой первый регулярный план получил город Воронеж. Канонам русского классицизма подчинялись пропорции и оформление фасадов жилых и общественных зданий. Помимо губернского центра достаточно активно развивались уездные города: город Острогожск, город Павловск, город Новохопёрск, город Бобров, город Борисоглебск. Все они, находясь в фокусе торговых путей, стали крупными ярмарочными центрами. С появлением мануфактурной промышленности и ростом товарности сельского хозяйства выявился и получил развитие планировочный каркас региона, основу которого составили города (Воронеж, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Липецк и другие города), оказавшиеся на пересечении важнейших торговых путей, связавших Чернозёмный край с центром страны, Нижним Доном, Поволжьем, Украиной. Новые поселения возникали преимущественно вдоль этих основных направлений межрайонных связей. В целом по региону расселение приобретало более равномерный характер за счёт заселения водораздельных пространств и освоения его юго-восточных районов.
К концу XVIII века колонизационный процесс в основном закончился. Пространственные ресурсы были исчерпаны, следствием чего явилось замедление процесса образования в Воронежском крае новых населённых пунктов. В 1-й половине XIX века в Воронежском крае складывалось исключительно сельское поле расселения, основным функциональным типом поселений оставался земледелие, так как ремесло не получило широкого распространения.
4-й период (2-я половина XIX - начало XX века). Развитие производства и торговли послужило толчком для развития транспорта. Отвечая транзитному положению региона, железнодорожная сеть получила решетчатую структуру с преобладанием меридиональных направлений. В связи с этим происходило ускоренное развитие городов (Воронеж, Тамбов, Курск, Елец, Козлов, Борисоглебск, Белгород и другие), пристанционных посёлков (Грязи, Поворино, Лиски, Семилуки, Новохопёрский и другие населённые пункты), торгово-ремесленных сёл, оказавшихся в зонах главных межрайонных грузопотоков. На остальной территории сформировалось сельское поле расселения, располагавшиеся здесь города, не имея благоприятных условий для развития промышленности, практически не росли и по-прежнему представляли собой характерный для Центрально-Чернозёмного района тип «города-земледельца» с населением менее 10 000 человек.
Появление железнодорожного транспорта привело к возрастанию взаимозависимости населённых мест и образованию некоторой целостности в масштабе региона. При этом наиболее активная роль в организации расселения принадлежала крупным «кустарным» и «фабричным» сёлам. К концу XIX века на смену канонам архитектурного классицизма окончательно пришли стилизаторство и эклектика. Широкое распространение в застройке городов получил русско-византийский стиль. Начало XX века ознаменовалось возведением в городе Воронеже и уездных городах разнообразных зданий, выполненных в стиле модерн.
5-й период (с 1917 по настоящее время). Новая общественно-историческая эпоха внесла радикальные изменения в планировочную организацию территории. В 1928 году Воронеж становится административным центром Центрально-Чернозёмной области, в июне 1934 года была образована Воронежская область, границы которой окончательно были установлены в 1954 году. Городами стали Бутурлиновка (1917), Россошь (1923), Лиски (1937), Калач (1945), а Коротояк, Нижнедевицк и Землянск перешли в разряд сельских поселений. При заводах по переработке продукции сельского хозяйства и минерального сырья возникли поселения нового типа - рабочие посёлки, а в дальнейшем и посёлки городского типа. В связи с дальнейшим развитием производства, освоением природных ресурсов и развитием автотранспорта, основные трассы которого (федерального и регионального значения) протянулись вдоль железнодорожных магистралей, происходит формирование современной структуры расселения Воронежского края.
В 1954 году городами становятся Поворино и Семилуки, в 1963 году Эртиль, в 1987 году Нововоронеж. С конца 1950-х годов важную градообразующую роль приобрели отрасли тяжелой индустрии, что привело к дальнейшей концентрации городских поселений вдоль сформировавшихся транспортных коммуникаций. Ведущую роль в региональной экономике по-прежнему занимает производство продукции сельского хозяйства. Эта исторически сложившаяся специфика производственной структуры Центрально-Чернозёмного региона привела к тому, что городские поселения, испытывая потребность в довольно обширных сырьевых зонах, как бы отталкиваются друг от друга, практически не образуя сгустков городов, столь характерных для старых промышленных районов (среднее расстояние более 36 километров). Она же обусловила некоторое снижение в регионе темпа роста числа посёлков городского типа, и привела к определенной стабилизации количества городов и малочисленности большинства из них.
После Великой Отечественной войны возросла интенсивность массового жилищного строительства, в городах Воронежской области, численность городского населения увеличилась с 20% (1939) до 54% (1979). С 1970-х годов процесс урбанизации в регионе развивается преимущественно вглубь за счёт реконструкции сложившихся городов и интенсификации связей между ними. На основе крупных и средних городов складываются системы населённых мест различной величины и народно-хозяйственного профиля, которые образуют три полосовые зоны урбанизации, идущие в направлении: Орел - Курск - Белгород, Тула - Липецк - Воронеж - Россошь, Рязань - Тамбов - Борисоглебск. Сейчас на территории Воронежской области, кроме Воронежской агломерации, формируются Россошанско-Павловская и Борисоглебская групповые системы населённых мест. В перспективе в качестве опорного центра такой системы может рассматриваться Бутурлиновка.
Население Воронежской области составляет сейчас 2 345 500 человек, в городах проживают 1 048 800 человек. В пределах Воронежской области расположено 16 городов, 4 посёлка городского типа, 17 рабочих посёлков и 1 735 сельских населённых пунктов (все данные по состоянию на январь 2007 года). Город Воронеж относится к категории крупнейших городов (846 400 жителей, что составляет свыше 1/5 всего городского населения Центрально-Чернозёмного региона по состоянию на январь 2007 года). К разряду средних городов принадлежат Борисоглебск (67 700 жителей), Россошь (62 000 жителей), Лиски (53 700 жителей), остальные относятся к категории малых городов.
Вогрэсовский мост
Вогрэсовский мост - это мост, соединяющий Левобережный и Ленинский районы города Воронежа. Длина моста составляет около 500 метров. К мосту с правого берега реки подходит дамба Воронежского водохранилища.
Чернавский мост
Чернавский мост старейший основной мост через реку Воронеж (с 1972 Воронежское водохранилище) в городе Воронеж. Происхождение топонима - от прилегающего к мосту Чернавского лога, который ранее назывался также Черным по дубовому («черному») лесу.
Улица Батуринская, дом 12
Одноэтажный деревянный дом расположен на углу Батуринской и Пролетарской улиц. Построен в 1885 году.
Улица Батуринская, дом 16
Г-образное в плане здание расположено по красной линии улицы. Построено во второй половине XIX века, а в начале XX века выполнен деревянный декор в стиле модерн. С 1910-х годов дом принадлежал М.В. Карпинской - жене педагога С.М. Карпинского.
Улица Батуринская, дом 18, 20
Усадьба расположена в восточной части улицы, включает обращенный к ней главный дом и флигель в глубине двора.
Улица Батуринская, дом 24
Одноэтажный с полуподвалом дом расположен по красной линии улицы.
Улица Батуринская, дом 26
Дом расположен по красной линии улицы. Построен в 1900-х годах.
Улица Батуринская, дом 34
Дом расположен по линии застройки. Построен в 1895 году и заново перестроен в 1906-1907 годах по проекту архитектора А.М. Баранова, который жил здесь в 1895-1911 годах.
Улица Батуринская, дом 35
Дом расположен по красной линии улицы. Построен на территории усадьбы, которая в середине XVIII века принадлежала богатому купцу Терентию Сахарову и имела кирпичный жилой дом.
Улица Батуринская, дом 39
Дом расположен близ улицы Сакко и Ванцетти. Построен в конце 1930-х годов в формах конструктивизма.
Улица Батуринская, дом 40
Дом занимает северо-восточный угол при пересечении Батуринской с улицей Сакко и Ванцетти. Построен в начале XIX века как деревянный дом на кирпичном цоколе.
Улица Дурова, дом 2
Усадьба расположена в начале улицы, на крутом береговом склоне реки Воронеж.
Улица Каляева, дом 19
Здание расположено при пересечении улиц Цюрупы и Каляева, с отступом от линии застройки.
Улица Коммунаров, дом 36
Здание расположено на высоком месте, отделено от улицы склоном, укрепленным подпорной стенкой. Благодаря местоположению возвышается над близлежащими улицами.
Улица Коммунаров, дом 44
Дом занимает северо-восточный угловой участок при пересечении с улицей Сакко и Ванцетти.