Предположительно временные переправы из города на левый берег реки наводились здесь с XVII века. В нижней части лога с XVIII века пролегает улица Большая Чернавская, по линии которой первоначально шла дорога к мосту.

Первое упоминание о строительстве Чернавского моста относится к 1768 году, в это время непрочные деревянные мосты часто сносились весенней водой и обновлялись. Значительные работы по улучшению сообщения между берегами реки были проведены в 1786 году за счет бесплатного труда крестьян из 4 уездов Воронежской губернии, работавших в качестве штрафа за недоимки. Был построен новый мост с разводными воротами, а также достаточно высокая, прочная и длинная (700 сажень) дамба с 7 мостами для протока воды. Крестьяне привезли сюда 2 400 000 возов хвороста и огромное количество земли. Дамбу протянули до главной улице левобережной слободы Придача, а в Воронеже к мосту пробили новый съезд (ныне улица Степана Разина).

В 1788 году Чернавский мост был значительно обновлен под руководством городской думы, затем был уничтожен половодьем в 1792 году, и его долго не удавалось возобновить (Е.А. Болховитинов привел, а Г.М. Веселовский повторил ошибочную дату разрушения моста - 1789 года).

При губернаторе Н.И. Кривцове в середине 1820-х годов замостили камнем дамбу и выстроили постоянный и относительно долговечный мост на сваях. В 1849 году военным инженером М.П. Сентяниным построен новый деревянный мост, оказавшийся непрочным. В 1857-1858 годах он был заменен мостом арочной архитектуры, построенным инженером путей сообщения Л.С. Мысловским. Мост быстро разрушался и требовал постоянных и значительных денежных вложений со стороны губернского земства, в чье ведение с 1860-х годах перешли все дорожные коммуникации в Воронежской губении.

Мост назывался также Митрофановским, так как на нем поставили часовню во имя святителя Митрофана.

В 1885-1886 годах земство построило здесь последний деревянный мост на простых сваях, в 1908-1909 годах - капитальный, один из первых в России мостов из железобетона. Строительство вел Воронежский инженер Г.К. Хрщонович.

Через Чернавский мост и дамбу пролегал также почтовый тракт общероссийского значения. В числе известных деятелей культуры, проезжавших здесь в 1810-1840-е годы, были А.С. Грибоедов, В.Г. Белинский, М.Ю. Лермонтов, предположительно А.С. Пушкин.

В начала июля 1942 года мост и дамба стали стратегическими объектами, через них отступали советские войска, а так же экстренно эвакуировалось из Воронежа население. 06.07.1942 два пролета Чернавского моста были взорваны саперами в целях недопущения немецких войск на левобережье реки. Вскоре после освобождения правобережья от оккупантов Чернавский мост был восстановлен как временный.

В 1959 году вступили в строй новые мост и дамба, соединившая два берега кратчайшим путем. Арочный мост, сооруженный мостопоездом № 409 по проекту московского архитектора Е.Г. Кожевникова. Чернавский мост стал одним из первых в СССР крупным автодорожным мостом из сборного железобетона, а так же одним из видовых символов Воронежа.

Дамба XVIII века, являющаяся памятником истории, в 1970-е годах была расширена и превращена в место массового отдыха горожан (пляж, лодочные станции, спортивные комплексы). Повышение уровня воды после сооружения водохранилища в 1972 году подействовало на сохранность конструкций моста. в 1980-е годах он признан аварийным.

В 1989 году состояние моста было признано аварийным. В целях безопасности движение с правого берега на левый (из Центрального района в Левобережный район) было перенесено на встречную полосу. Реконструкция Чернавского моста была начата в 1990 году. Реконструкцию моста разделили на три этапа. На первом этапе осуществляли возведение временного моста, работы были окончены к 1996 году. На втором этапе проводился демонтаж существующего аварийного моста. На третьем - возведение новых опор с учетом передвижки ездового полотна от временного моста. Все работы должны были закончиться в 2003 году, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась на 19 лет. Временный мост эксплуатировался до 1 декабря 2008 года, когда была открыта первая очередь нового моста.

Движение осуществлялось по двухполосной части моста, которая сейчас используется для переезда на левый берег города. Временный мост был демонтирован.

В сентябре 2009 года были проведены успешные тестовые испытания, которые не вывели никаких нарушений в новой линии моста. Так же был начат монтаж контактной сети для троллейбуса.

По данным 24 сентября 2009 года на реконструкцию Чернавского моста было потрачено более 1 200 000 000 рублей.

24 октября 2009 года после 19-летней реконструкции Чернавский мост был открыт для движения. Автотранспорт может ездить по нему по трем полосам в каждом направлении. Работы финансировались по федеральной программе, которая охватывает 20 регионов России.

История Чернавского моста продолжается!

Фото-история

[lightbox src="/images/banners/city-building/bridges-vo/chernavskij-most/1967.jpg" width="240" height="135" lightbox="on" style="border" title="Въезд на Чернавский мост, 1967 год" align="left"] [lightbox src="/images/banners/city-building/bridges-vo/chernavskij-most/1968-1971.jpg" width="240" height="135" lightbox="on" style="border" title="Въезд на Чернавский мост, 1967 год" align="left"]