В 1729 году здесь была основана частная суконная мануфактура Тулинова - единственная в Воронеже, просуществовавшая около 130 лет и все время принадлежавшая одной семье. Она возникла в результате раздела Тавровской казенной суконной мануфактуры между воронежскими дворянами и купцами. Родоначальником династии предпринимателей был Максим Сергеевич Тулинов (1682 - после 1763), выходец из Тулы, из сословия казенных мастеровых. Он поселился на этом месте и здесь же построил фабрику, так называемую посессионную, на которой производились армейские сукна, поставляемые государству, и использовался труд приписных крестьян (в 1745 году за ней числился 151 мастеровой).

В 1730-1760-е годах В.М. Туликов (1708 - после 1767), сын М.С. Тулинова, расширил дело, завел тонкорунную (каразейную) мануфактуру, построил каменные фабричные корпуса и большой господский дом на улице, получившей название Тулиновской (улица Вайцеховского). Одновременно был сооружен каменный двухэтажный корпус в слободе Придача, куда впоследствии переместилось основное производство, а также каменные и деревянные красильни и ворсовальни под Акатовым монастырем. Численность приписных мастеровых у В.М. Тулинова составляла около 300 человек, постепенно стал применяться вольнонаемный труд.

К концу XVIII века мануфактура Тулинова вошла в состав крупнейших суконных предприятий крепостной России. Выработка на один стан была выше средней общероссийской и составляла по 1 000 аршин (710 метров) сукна. В 1807 году общее производство достигло 100 000 аршин. Главная контора размещалась в господском доме. Рядом находились светлица (ткацкая), мастерская, прессовальня; ниже по участку - магазин с кладовыми. На рубеже XVIII и XIX веков внук В.М. Тулинова Иван Иванович Туликов (1754 - 1830-е годы) расширил дом и оформил его так, что в нем сочетались уходящий стиль барокко (стрельчатые окна, аттики сложной формы) и элементы классицизма (пилястры и другие).

В начале 1820-х годов государство отменило принудительную поставку сукна в казну, переориентировавшись на покупку его с торгов. В условиях свободного рынка продукция фабрики стала неконкурентоспособной.

В 1830-1850-е годы мануфактурой владел Николай Иванович Туликов (1810 - 1854) - действительный статский советник, губернский предводитель дворянства. Любитель искусства, он был известен в городе своей щедрой благотворительностью. На его средства в 1843 году было отремонтировано театральное здание, он материально поддерживал гастроли театральных трупп. При нем был роскошно отделан главный господский дом и благоустроена усадьба.

В 1856 году, после смерти Н.И. Тулинова, усадьба и производство перешли по наследству к его племяннику Филиппу Николаевичу Вигелю (1805 - 1877), отставному гвардейскому поручику, с 1850-х годов жившему в Воронеже. В середине 1850-х годов он подавал прошение о переводе приписных к фабрике крестьян в свободное состояние, дело это затянулось и успеха не имело. В 1857 году мануфактура прекратила работу из-за недовольства рабочих условиями труда. В 1862 году фабрика была исключена из посессионных предприятий.

В это время усадьба Ф.Н. Вигеля представляла собой обширный комплекс, в который входили каменный двухэтажный дом, три флигеля, манеж, конюшни, теплицы, оранжереи и сад. В 1876 году, после смерти жены и сына, Ф.Н. Вигель завещал свою усадьбу губернскому земству с условием, чтобы в доме была устроена бесплатная женская больница с родовспомогательным отделением для неимущих. Прежде всего земство в 1878 году перевело в дом Вигеля приют для подкидышей. Далее начиная с 1900 года по проекту инженера А.И. Шпаковского на усадьбе возводился комплекс новых больничных построек земства - для «родильного и гинекологического отделения» губернской больницы и детского приюта. Так в конце XIX - начале XX века воплотилась в жизнь благородная идея Ф.Н. Вигеля. Одновременно производились капитальный ремонт и расширение (за счет пристройки) главного усадебного дома под административные помещения земства. Для тех же нужд переделывались старые производственные корпуса.

В 1902 году в расширенном главном доме разместилась губернская земская управа , которая находилась здесь до 1918 года. В 1911 году к дому был пристроен еще один корпус по проекту Д.Н. Васильева, в котором расположился страховой отдел управы.

Исключительное значение для развития социально-экономических исследований как в Воронежской губернии, так и в России имела деятельность статистического отделения земской управы (статистического бюро), созданного в 1884 году. С первых дней его существования до начала 1903 года бюро возглавлял ученый-экономист, основоположник крестьянской бюджетной статистики Федор Андреевич Щербина (1849 - 1936). Под его руководством бюро подготовило свыше 60 томов материалов о хозяйственной жизни Воронежской губернии; еще в конце XIX века им была проведена подворная перепись крестьянских хозяйств всех 12 уездов; с 1886 года по 1914 год выходили двумя выпусками в год «Сельскохозяйственные обзоры по Воронежской губернии». Будучи председателем специальной комиссии воронежского земства, призванной изучить положение и дать оценку кризисным явлениям в сельском хозяйстве, Ф.А. Щербина в 1902 году принял активное участие в оппозиционном выступлении воронежских земских либеральных деятелей, предлагавших ввести конституционный строй в
России. В марте 1903 года в числе других участников воронежской фронды Ф.А. Щербина был выслан из губернии. Помощником Ф.А. Щербины в бюро с конца 1890-х годов по 1905 год был Иван Карпович Воронов (1870 - 1934) - статистик, краевед, литератор, автор исследования «Город Воронеж. Население и недвижимые имущества» (1903).

Санитарный отдел губернской земской управы в 1903-1907 годах возглавлял Андрей Иванович Шингарев (1869 - 1918) - политический деятель, один из лидеров кадетской партии, депутат I-IV Государственных дум, министр земледелия, затем министр финансов во Временном правительстве. А.И. Шингарев был избран депутатом Учредительного собрания. Арестован и убит 7 января 1918 года в Петрограде.

Широкую известность приобрела вышедшая в 1901 году (второе издание - в 1907 году) книга А.И. Шингарева «Село Новоживотинное и деревня Моховатка в санитарном отношении. Опыт санитарно-экономического исследования вымирающей деревни», явившаяся обстоятельным очерком состояния воронежского крестьянства. При его участии были созданы новые организации - уездные санитарные советы. В 1902 году выходит работа А.И. Шингарева «Ясли-приюты для детей в деревнях во время летней рабочей поры», а в 1903 году – «Общегубернская санитарная организация в Воронежской губернии».

В техническом отделе управы в 1900-1917 годов работал техником-инженером по гражданским сооружениям известный воронежский архитектор Д.Н. Васильев (1873 - после 1918), занимавший одновременно пост губернского архитектора.

Техником-инженером по дорожным сооружениям в губернской земской управе был с 1908 года по 1917 год также известный архитектор, активный земский деятель С.Л. Мысловский (1856 - после 1918).

Ветеринарным отделом губернского земства в 1903-1918 годах заведовал ученый, основатель и руководитель первой в России земской ветеринарно-фельдшерской школы А.И. Веревкин (1862 - 1926).

Губернская земская управа служила местом проведения различных собраний и заседаний. Так, в октябре-декабре революционного 1905 года здесь проходили заседания Делегатского собрания - выборного органа бастовавших рабочих, состоявшего из 84 представителей от заводов Иванова, Столля, Гаусмана, от мельниц и маслобоен, типографий и т.д. Делегатское собрание руководило Октябрьской политической стачкой в Воронеже, организовывало и проводило массовые митинги и демонстрации.

В годы Первой мировой войны в здании управы располагались различные земские учреждения: в 1915-1917 годах - Общество взаимного вспоможения служащих и служивших в земских и городских учреждениях Воронежской губернии, в 1916-1917 годах - Воронежский губернский комитет Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам.

После 1918 года усадьбу занимали медицинские учреждения. В 1920-1930-е годы здесь размещалась больница имени Пирогова (позже имени Плеханова) с хирургическим, гинекологическим и родильным отделениями. Сильно разрушенные в годы Великой Отечественной войны усадебные постройки были, затем восстановлены по проекту воронежского архитектора В.В. Савостьянова. Тогда же в комплекс был включен новый корпус онкологической больницы (улица Каляева). В старых зданиях до 1988 года размещался родильный дом. В конце 1940-х годов здесь работал Владимир Александрович Покровский (1896 - 1971) - заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук, профессор, видный специалист в области акушерства и гинекологии.

Комплекс зданий, сложившийся за два столетия на территории усадьбы Тулиновых, расположен в двух уровнях. На верхнем, южном, участке вдоль улицы Вайцеховского располагается каре основных построек больницы и парадный двор перед ним, который ограничен с севера одноэтажным флигелем. В нижней, северной, части, примыкающей к улице Достоевского, находятся два здания (одноэтажное и остатки разобранного двухэтажного), в которых предположительно размещалось ткацкое производство. Сюда же выходит нижний этаж флигеля, противоположным к улице главным фасадом обращенного на парадный двор. Среди основных построек четко выделяются примыкающие друг к другу: господский дом середины XVIII - XIX века (с запада каре, торцом к улице), угловой земский корпус 1901 года и корпус земства 1911 года (с юга каре, вдоль улицы). Двухэтажные здания объединены стилистическим мотивом, заданным нарядным фасадом главного дома. Обращенный на парадный двор фасад флигеля получил в середине XX века облик, в котором отразилась попытка воссоздать пышн
ые декоративные формы середины XIX века. Парадный двор усадьбы с круглой клумбой, на которой некогда стояла скульптурная группа «Амур и Психея», отделен от улицы ажурной металлической оградой, также выполненной в период послевоенного восстановления комплекса. Кирпичные прямоугольные в плане постройки по улице Достоевского стилистически нейтральны. На оштукатуренных стенах одноэтажного корпуса видны следы примыкавших ранее объемов. В настоящее время ведется капитальный ремонт основных зданий.

В стороне от ядра усадьбы к западу от парадного двора в глубине квартала находится больничный корпус, построенный земством в начале XX века.

ГЛАВНЫЙ ДОМ стилистически относится к переходному периоду от барроко к позднему классицизму; во второй половине XIX века внесены элементы эклектики. Одно из интереснейших в художественном отношении зданий города сочетает размах композиции с камерностью и лиричностью художественного образа. О здании, известном в литературе как дом Вигеля, имеются свидетельства современников и мемуаристов второй половины XIX - начала XX века. В 1916 году в столичном журнале «Старые годы» были опубликованы фотографии его интерьеров. В Воронежском областном краеведческом музее хранится картина с видом усадебного дома в середине XIX века.

Впервые дом на этом месте показан на плане города 1750 года.

При перестройке 1800-х годов первоначальная основа была включена в новый объем.

Дом имеет П-образный план. Двухэтажный со стороны главного западного фасада, он из-за перепада рельефа имеет три этажа со стороны внутреннего двора. Над дворовой частью возвышается еще аттиковый этаж, связанный с мезонином, выходящим на главный фасад. На главном фасаде первоначальная часть здания выделяется двумя рядами арочных (прежде стрельчатых) окон. Середина подчеркнута портиком из шести пилястр и очень высоким аттиком замысловатых барочных очертаний с трехлепестковым окном мезонина. Ранее в центре второго этажа был вход, к которому с двух сторон полукругом сходились лестницы, прикрывавшие недекорированные стены первого этажа. Боковые окна выделены балюстрадой и такими же, как в центральном портике, пилястрами. Капители всех пилястр выполнены в виде изящных женских головок, увенчанных ионической волютой с раковиной. Тонко проработанный лепной декор украшает архивольты окон портика, плавно изогнутое широкое обрамление окна мезонина, модульоны венчающего карниза. Северный выступ со стороны центрального дво
ра имеет высокое гребенчатое завершение. Окна второго этажа стрельчатые.

Интерьеры здания неоднократно подвергались перепланировкам. До перестроек советского времени в парадном холле была дубовая лестница с полукруглыми маршами. В качестве достопримечательностей дома отмечается зимний сад, а также каминная комната с паркетом из разноцветного дерева, украшенная панно с фигурами античных всадников на фоне белого искусственного мрамора стен. Ныне планировку первого и второго этажей определяют продольные коридоры с лестницами по сторонам. Часть подвальных помещений сохранила коробовые своды с распалубками над окнами.

ЗЕМСКИЙ КОРПУС, пристроенный к основному зданию в 1901 году, имеет прямоугольный план. Боковой западный фасад продолжает фасадную плоскость главного дома. На протяженном южном уличном фасаде средняя и узкие боковые части подчеркнуты слабыми креповками, завершенными массивными аттиками с криволинейными скатами. Арочные окна второго верхнего этажа в креповках и на западном фасаде имеют такой же лепной декор с раковинами, как на фасаде дома Вигеля. Окна первого этажа прямоугольные, в мелкопрофилированной штукатурной рамке. Ныне корпус не имеет отдельного входа и планировочно связан с соседними зданиями.

ФЛИГЕЛЬ находится в глубине двора, примыкает к главному дому с запада. Относится к XVIII веку. Кирпичное здание из-за перепада рельефа имеет одноэтажный главный южный фасад и двухэтажный северный. Планировка - прямоугольная. Парадная часть акцентирована выступающими столбами, они поддерживали утраченный в конце XX века аттик барочной формы, имевший сложные барельефы и венчавшийся крупными вазонами. Окна прямоугольные, сандрики над ними утрачены. Около главного дома в южной стене сохранилась экседра, перекрытая конхой.

ЗЕМСКИЙ КОРПУС, построенный в 1911 году, более протяженный и высокий, чем другие. Несимметричные боковые части уличного фасада отмечены парапетными тумбами. В восточной части находятся арка проезда во внутренний двор и балкон над ней, в более короткой западной - парадный вход, ранее прикрывавшийся полукруглым козырьком, над ним - очень крупные арочные окна. В середине фасада полностью повторена композиция дома Вигеля и его сложный нарядный декор с женскими головками.

БОЛЬНИЧНЫЙ КОРПУС начала XX века, стоящий отдельно, стилистически отличается от других построек комплекса. Двухэтажное, с полуподвалом здание главным протяженным фасадом обращено на север. С этой стороны объем усложнен центральным входным ризалитом, завершенным полукруглым аттиком. Крупные оконные проемы полуподвала, первого этажа и ризалита - с лучковыми перемычками, второго этажа - прямоугольные. Тройные ниши под окнами верхнего этажа и выступающие перемычки выделены белым цветом. На углах - тонкие простые накладки в духе модерна. Аналогично декорирован задний южный фасад дома. Главный вход прикрыт небольшим металлическим козырьком. В центре здания расположена лестничная клетка, перекрытая сводом Монье.

В здании находится радиологическое гинекологическое отделение.