Западным фасадом церковь обращена к городскому перекрестку с Каменным мостом над улицей Чернышевского. Силуэт церкви активно участвует в формировании панорамы города от реки. Западный фасад удачно замыкает зрительную перспективу перекрестка.

Двухэтажная церковь построена из кирпича вместо сгоревшей деревянной Космодемьянской церкви Ямской слободы. Строительство основной части здания продолжалось с 1752 года по 1764 год. Нижняя церковь в честь Казанской иконы Божией Матери освящена в 1765 году (придел Иоанна Предтечи - в 1761 году), верхняя - в честь Воскресения Христова - в 1768 году. Несколько позже, в 1770-1780-е годах, к церкви была пристроена колокольня. В начале XX века рядом выстроены двухэтажный дом для причта (№ 19) и одноэтажная богадельня (№ 19-а), объединенная с колокольней кирпичной оградой с воротами. В начале 1930-х годов церковь закрыли. Во время войны были разрушены верхние ярусы колокольни и портик перед входом в нее; не сохранились отделка интерьеров, церковная ограда. До 1993 года здание занимал склад «Ростекстильторга», затем церковь была передана Воронежской епархии и восстановлена. Проект реставрации выполнен в 1980-е годы Воронежской реставрационной мастерской.

Стилистически церковь принадлежит архитектуре провинциального барокко. Массивная основная часть здания: храм типа «восьмерик на четверике» с равными по высоте трапезной и алтарем, типична для воронежской культовой архитектуры 60-80-х годов XVIII века. Изящная, некогда двухъярусная колокольня и соединяющий ее с основным объемом переход имели более развитую декоративную обработку с тонко проработанными лепными деталями. В плане здание представляет собой сильно вытянутый прямоугольник с выступами колокольни и алтаря, имеющего округлую восточную стену. Полукруглые вверху стены основного четверика чуть прикрывают основание восьмерика, несколько вытянутого, как и четверик, по продольной оси. Высокий купол, ранее покрытый кровлей криволинейных очертаний, увенчан малым восьмериком. Небольшое сужение восьмерика усиливает эффект устремленности здания вверх. Проемы (в основной части здания арочные) в четверике храма располагаются по трем осям. Суховатое декоративное убранство стен состоит в основном из наличников окон в виде профилированных рамок, над которыми видны следы срубленных сандриков-бровок. Межэтажная тяга пересекает пилястры на углах объемов и полуколонки, фиксирующие границы округлой части алтаря. В восьмерике пилястры расположены с отступом от углов. Под мелкопрофилированным венчающим карнизом восьмерика по оси окон помещены крестообразные нишки (как и в других воронежских церквах 1760-х годах); под карнизами четверика - срубленная круглая рамка (с юга) и прямоугольная рамка-киот (с севера). Сохранившийся ярус колокольни имеет скошенные, чуть вынутые углы; плоскости стен декорированы нишами во всю высоту и прорезаны арками (с запада - вход, с севера и юга - ложные окна с люнетами). Переход от храма к колокольне в первом этаже декорирован сдвоенными пилястрами и наличниками окон с фигурным завершением. Второй, более узкий этаж перехода был ранее прикрыт стенками-аттиками первого этажа.

Планировочная структура обоих этажей церкви одинакова, ее основа - прямоугольный в плане зал храма. В первом этаже все помещения основной части перекрыты мощными коробовыми сводами с распалубками над проемами; в трапезной и алтаре с торцовыми лотками. Во втором этаже трапезная и алтарь имеют такие же перекрытия, высокое пространство храма завершено восьмигранным сомкнутым сводом.

Церковь действующая.

[lightbox src="/images/city-building/old-town/0014/0001.jpg" width="148" height="220" lightbox="on" style="border" title="Охранная доска" align="left"]