Построен в 1892-1893 годах как доходный дом. Его владелец - губернский секретарь Михаил Иванович Роменский - служил управляющим имения архитектора Д.В. Знобишина, который, возможно, был автором проекта дома.
Двухэтажный каменный дом включал 4 квартиры (по две на этаже). В каждой из них было по 6 комнат, прихожая, кухня и ватерклозет. Под частью дома существовал подвал со сводами, очевидно, оставшийся от предыдущего дома. Главный вход был прикрыт навесом на металлических столбах. Со двора к дому примыкали каменные сени с четырьмя чуланами и деревянной лестницей. Рядом находился деревянный, обложенный кирпичом флигель с мезонином и две каменные службы.
С 1897 года в доме Роменского проживала семья В.Г. Ростроповича - родоначальника династии видных музыкантов, деда всемирно известного виолончелиста и дирижера М.Л. Ростроповича. По справочникам Воронежа, Ростроповичи упоминаются как проживающие в этом доме до 1905 года. Однако из семейной переписки известно, что В.Г. Ростропович умер именно здесь, а его вдова Матильда Александровна (урожденная Пуле, племянница известного промышленника В.Г. Столля) жила здесь до 1942 года.
Витольд Ганнибалович Ростропович (1858 - 1913) - известный музыкальный деятель конца XIX-начала XX века, выходец из Польши, окончил Лейпцигскую консерваторию. С конца 1870-х годов преподавал фортепьянную игру в воронежских музыкальных классах Фейста и Маковского. В 1884 году организовал в доме аптекаря Л.И. Мюфке, где жил в то время, уроки по теории музыки и обучению игре на фортепьяно. В 1889-1905 годах преподавал в губернской гимназии. В 1882-1887 годах и 1895-1902 годах входил в дирекцию Воронежского отделения Императорского Русского музыкального общества. Избирался директором отделения. Всероссийское признание получили составленные и изданные им в Воронеже в 1880-1890-х годах сборники педагогических пьес для фортепьяно. Среди них «Репертуар юного пианиста», «Педагогический сборник сочинений для фортепьяно, распределенных по степеням трудности с обозначением аппликатуры и педали, изданных под редакцией В.Г. Ростроповича».
Леопольд Витольдович Ростропович (1892 - 1942) - видный виолончелист и педагог первой половины XX века, заслуженный артист РСФСР, сын В.Г. Ростроповича, отец М.Л. Ростроповича. Окончил Петербургскую и Парижскую консерватории (первую с золотой медалью, вторую - с «Гран-при»), был артистом и солистом Мариинской оперы (1911-1912), концертировал в России и Европе (главным образом, в Петербурге и Париже). В 1918 году был приглашен в Саратов, где работал профессором Алексеевской консерватории. Связь Л.В. Ростроповича с усадьбой Роменского не ограничивается детскими годами. В 1919 году он прибыл в Воронеж и жил здесь же в квартире № 5 (пока не установлено, где она располагалась, в главном доме или во флигеле). Л.В. Ростропович не смог покинуть Воронеж до прихода белых в начале октября 1919 года. В возобновленной газете «Воронежский телеграф» появилось сообщение о том, что Ростропович собирается дать концерт, сбор от которого будет предоставлен в распоряжение генерала Шкуро, а также организует у себя на квартире запись в оркестр имени генерала Деникина. Состоялся ли такой концерт - неизвестно. Л.В. Ростропович покинул Воронеж с белой армией, но в Белгороде отстал от нее и вернулся в Москву. Осенью 1920 года он приехал в Воронеж с целью инспектирования музыкального образования, но 9 ноября был арестован, обвинен в сотрудничестве с белыми и приговорен к двум годам заключения в концлагерь. Наказание отбывал в концлагере, размещавшемся на территории Митрофановского монастыря. 9 июня 1921 года он был освобожден из заключения. Позднее Л.В. Ростропович жил в Саратове, Баку, Москве, Оренбурге, продолжал бывать в Воронеже с концертами. В конце 1920-х годов он приезжал к матери вместе с детьми Вероникой и Мстиславом.
В 1920-х годах главное здание заняло жилищное товарищество «Доброе начало». К настоящему времени старые дворовые постройки утрачены.
Двухэтажное кирпичное здание выделяется развитым оригинальным фасадным декором с использованием форм барокко и русского стиля. Оно имеет симметричный прямоугольный план с выступом лестничной клетки в центре дворового фасада. Наиболее нарядный главный фасад разделен лопатками на пять частей. Средняя и боковые эффектно завершены аттиками в форме барочного разорванного фронтона. В промежуточных частях помещены балконы с решетчатыми перилами. Окна с лучковыми перемычками заключены в полуналичники, в верхнем этаже и под балконами - с имитацией замкового камня. Венчающий карниз с сухариками дополнен нишками, в средней части более крупными. Необычен декор лопаток в виде сложных выпуклых колонок-кубышек во втором этаже и плавно изогнутых накладок в первом. Вход в центре здания ведет в сквозной поперечный вестибюль с квартирами по обеим сторонам и лестницей в дворовом выступе.
Дом жилой.