Построено в конце 1770-х годов (впервые показано на плане города 1777 года) как суконная фабрика купца И.Я. Гарденина - внука известного воронежского предпринимателя П.Н. Гарденина. Иван Яковлевич Гарденин в 1770-е годы занимал выборные должности в органах купеческого самоуправления, в 1777-1783 годах был бургомистром городского магистрата, в 1783-1786 годах - заседателем совестного суда. Мануфактура И.Я. Гарденина была посессионной: на ней работали казенные мастеровые, произведенное сукно по фиксированным ценам приобретало государство для нужд армии. В начале XIX века фабрика перешла по наследству к Онуфрию Ивановичу Гарденину. По ведомости 1807 года ему принадлежало 68 станов, 528 казенных и 320 вольнонаемных мастеровых. Но дела шли плохо, и в 1812 году фабрика по распоряжению министра внутренних дел была передана коммерции советнику Лиону. Производство сукна в этом здании не возобновилось. В 1815 году Лион пожертвовал его в казну для сиротского военно-учебного заведения - школы кантонистов.
В середине XIX века здание было приспособлено под цейхгауз (склад оружия). Тогда к нему пристроили небольшой объем с портиком, заложили часть окон, прорубили новые дверные проемы, поставили внутренние перегородки. Здание стало называться «Арсенал». Во второй половине XIX века оно использовалось различными воинскими частями в качестве манежа и именовалось «Экзерциргауз». Из-за наросшего культурного слоя здание в конце XIX века воспринималось как одноэтажное с подвальным этажом. В 1906-1907 годах в нем находилась казарма дисциплинарного батальона. С 1919 года по 1927 год размещался галетный завод, работавший для нужд армии; в это время на первом и втором этажах были сложены печи. С 1927 году здание использовалось военным ведомством под склад; в 1979 году передано краеведческому музею. Реставрационные работы проводились по проекту архитектора И.М. Сергеева. После снятия мощного культурного слоя вокруг здания была создана система подпорных стенок и площадок. В 1985 году в нем разместилась экспозиция, посвященная
Великой Отечественной войне.
Здание суконной фабрики является самым ранним в Воронеже памятником промышленной архитектуры. Первоначальный двухэтажный объем имеет сильно вытянутый прямоугольный план, слегка скошенный с южного торца. С севера со стороны улицы Степана Разина к первоначальному объему примыкает небольшая двухэтажная пристройка середины XIX века. Здание перекрыто высокой двускатной крышей на стропильной конструкции, усиленной при реставрации 1980-х годов. Признаки стиля барокко прослеживаются на протяженных восточном и западном фасадах. Они представлены широким мелкопрофилированным венчающим карнизом, простым межэтажным пояском, а также широкими пилястрами на углах здания.
Стены первого этажа гладкие, второго - расчленены пилястрами. Расположение и ширина пилястр на разных фасадах различны, а оси окон первого и второго этажей не совпадают. Небольшие окна с лучковыми перемычками прикрыты деревянными ставнями. На западном фасаде со стороны Большой Манежной улицы расположены два входа, в том числе арочные ворота. Главный вход в здание со стороны улицы Степана Разина ведет сразу на второй этаж. Фасад украшен тяжелым ложнодорическим портиком в духе позднего классицизма. Поле крупного тимпана почти полностью заполнено барельефом с военной геральдикой. Оштукатурен только главный фасад, остальные поверхности кирпичные с известковой расшивкой. В окрасе фасадов архитектурные детали выделены белым цветом.
В интерьере первого этажа сохранилась система крестовых сводов, которые опираются на столбы, проходящие по центру помещения. Характерным архитектурным элементом являются предназначенные для светильников ниши в стенах, встречающиеся в воронежских домах XVIII - начала XIX века. На втором этаже интерьер в первоначальном виде не сохранился. В его северной части поздними перегородками выделены два небольших помещения с коридором между ними. В пристроенном объеме расположена двухмаршевая лестница.
В здании размещается музей Великой Отечественной войны - филиал областного краеведческого музея.