Станция Воронеж-2 (Курский)
Станция расположена между мостами (виадуками), устроенными в местах пересечения с железнодорожными путями улиц Плехановской и 9 Января.
Возведенные в конце XIX века по обеим сторонам железнодорожной линии сооружения товарной станции дают представление о планировочной организации и архитектуре крупного инженерного комплекса этого периода.
В 1889 году было принято решение о сооружении железной дороги между Курском и Воронежем. Решению способствовало обращение в правительство, сделанное воронежским губернатором по инициативе городской думы. В 1891 году приступили к изыскательским работам на планируемой трассе железной дороги и под строительство Курской товарной станции в Воронеже отвели участок к северо-западу от Ямской слободы, в двух километрах от пассажирской станции Воронеж. В 1892 году состоялась торжественная закладка локомотивного депо, размещенного к западу от путей. Подрядчиком строительства был предприниматель Д.Р. Зеленев. Одновременно с депо (улица Питомник, 10) были построены административные и хозяйственные здания (№ 8, 10, 18), а также небольшой цех (примыкает к депо). По обеим сторонам от железной дороги разместились жилые постройки. В конце XIX века железная дорога была продолжена до Киева и стала именоваться Московско-Киево-Воронежской.
В конце 1950-х годов для обслуживания пассажирских перевозок было сооружено здание вокзала, перед ним образовалась небольшая площадь.
Сохранились все постройки комплекса станции, большая часть которых используется по первоначальному назначению. К востоку от путей, вдоль Донбасской улицы, размещаются кирпичные, одноэтажные и двухэтажные, бывшие жилые здания для инженерно-технического персонала станции, а ближе к путям - однотипные деревянные одноэтажные дома на две квартиры. К западу от путей, на улице Питомник, выделяются локомотивное депо и обладающее выразительным обликом административное здание.
ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО расположено к западу от вокзала, на одной из коротких веток. Построено в 1892-1894 годах. Относится к появившимся в конце XIX века железнодорожным депо веерного типа.
Округлый в плане, кирпичный, оштукатуренный, высокий основной объем охватывает четверть поворотного круга. К нему с торцов примыкают более низкие крылья. Над воротами расположены крупные окна. Пространство основного объема депо освещается также продольным световым фонарем, следующим рисунку плана постройки. Декор конца XIX века снивелирован в 1991 году при облицовке фасадов крупномерной декоративной плиткой с рельефной поверхностью. Прослеживаются уступчатые накладки, спускающиеся от карниза на лопатки.