Впервые это здание упоминается как театральное в 1820-е годы. Театр занимал тогда два строения, стоящие под углом друг к другу. Оба уличных фасада оформляли ионические портики в стиле классицизма. Главный вход был обращен на Большую Дворянскую улицу. Здания с участком земли принадлежали частным лицам. Наиболее ранним известным владельцем здания была титулярная советница Е.С. Свирина, урожденная Стратчикова (1817 - 1849).

Возникновение профессионального театра в Воронеже относится к 1801-1802 годам и связано с приездом в город небольшой театральной труппы во главе с московским комическим актером Петровым. Она стала давать спектакли в пустовавшем в виду упразднения наместничества доме генерал-губернатора В.А. Черткова. В репертуар труппы входили драмы, трагедии, комедии и оперы, играли актеры Г. Делу, Желтов, Никольский, Жуков, Стрельцов, Украсова, Лыкова, Комендантова, Бобровский.

В 1820-х - начале 1830-х годов, когда театр уже размещался в нынешнем здании, труппу возглавляли О.И. Калиновский, а затем П.А. Соколов. В это время в театре ставились также балетные спектакли. В 1830-х годах на воронежской сцене давала представление труппа Вышеславцева, а в конце 1839 года ее сменила труппа Млотковского, считавшаяся лучшей среди профессиональных театральных коллективов.

Воронежский театр многим обязан губернскому предводителю дворянства Н.И. Тулинову. Он материально поддерживал гастролировавших в 1840-е годы в Воронеже актеров. На его средства в 1844 году было отремонтировано и богато отделано театральное здание. Он предпринял попытку приобрести дом, но из-за того, что дом состоял в залоге по подрядам, сделка не состоялась.

В 1840-е - 1850-е годы в театре играли талантливые актеры: Л.И. Млотковская, А.Н. Мочалова, М.Г. Ленская, Борисов, Васильев. Подлинным событием были гастроли великих русских актеров М.С. Щепкина в 1837, 1846, 1850 годах (он сыграл лучшие роли своего репертуара - городничего в «Ревизоре», Кочкарева в «Женитьбе», Фамусова в «Горе от ума») и П.С. Мочалова в 1840, 1846, 1848 годах (в спектаклях «Гамлет», «Коварство и любовь», «Отелло», «Король Лир»).

Новый этап в творческой жизни театра, связанный с реалистической драматургией Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, начался в 1860-е годы. В этот период в театре выступали яркие, характерные актеры Н.В. Колюбакин, Дорошенко, Е.О. Петров, Майорова, Н.С. Куколевский-Стружкин, Л.К. Шмитгоф.

На сцене воронежского театра гастролировали многие крупнейшие русские актеры: А.Е. Мартынов, приехавший в 1860 году в Воронеж вместе с А.Н. Островским; С.В. Шумский - в 1862 году; М.Н. Ермолова - в 1879 и 1890 годах; Г.Н. Федотова - в 1878, 1880, 1895 годах; В.Н. Давыдов - в 1874-1876 годах и 1896 году; А.Н. Южин в 1895 году; В.Ф. Комиссаржевская - в 1903 году. В 1879 году состоялись гастрольные выступления композитора М.П. Мусоргского.

С воронежским театром связаны имена многих деятелей культуры XIX века. Его зрителями были писатель Н.В. Станкевич, поэты А.В. Кольцов, И.С. Никитин. В 1837 году театр посетил В.Г. Белинский, проезжавший через город по пути на Кавказ. В 1892 году в театре на представлении своей пьесы «Медведь» был А.П. Чехов, приехавший в Воронеж по «голодному делу» вместе с журналистом А.С. Сувориным. Здесь в 1860 году А.Н. Островский впервые на провинциальной сцене увидел пьесу «Гроза».

В январе 1876 года у наследников Свириной здание купила жена подполковника Софья Васильевна Олифер. Она обратилась с ходатайством в городскую управу о продаже земли для расширения здания, но безрезультатно. В 1877 году здание театра перешло к издателю и журналисту Г.М. Веселовскому и было расширено так, что две его части объединились. В 1884 году театр был куплен городской думой. К 1886 году была проведена капитальная реконструкция здания. Проект был заказан известному архитектору М.Н. Чичагову - автору проекта театра Корша в Москве, а также театров в Нижнем Новгороде и Самаре. При реконструкции была сохранена общая конфигурация плана в виде прямоугольного треугольника, которая определялась формой участка. Здание было перестроено в свойственном для других построек архитектора русском стиле и получило чрезвычайно живописный облик благодаря островерхим крышам разных форм и размеров, завершавших чуть повышенные части постройки. Главный вход был отмечен опирающимся на столпы навесом-балконом. В таком виде театр,
как городская достопримечательность, запечатлен на открытках с видами Воронежа конца XIX века. В 1886-1900 годах в здании театра размещалась также публичная библиотека.

После Октябрьской революции 1917 года театр стал называться Большим Советским, затем Областным театром драмы. С 1959 года театр носит имя А.В. Кольцова. Среди актеров театра в советское время получили известность А.В. Поляков, С.И. Панов, В.И. Флоринский, Р.А. Мануковская, В.А. Соколов.

В 1920-е годы в театре часто бывал писатель А.П. Платонов. 22 ноября 1926 года на сцене Большого Советского театра выступал В.В. Маяковский с лекцией «Мое открытие Америки». В ноябре 1933 года выступил писатель А.С. Серафимович. Во время войны на спектаклях бывал поэт А.Т. Твардовский. В 1935-1936 годах заведующим литературной частью театра был поэт О.Э. Мандельштам, находившийся в Воронеже в ссылке.

В 1937 году театр был перестроен по проекту архитектора Н.В. Александрова в формах советского классицизма. Эта перестройка, произведенная в полном соответствии с духом времени, вновь полностью изменила внешний облик театра. Островерхие завершения сменились плоскими крышами, открытая кирпичная кладка стен - штукатуркой, над западной частью (вдоль проспекта) был надстроен третий этаж, а со стороны улицы Карла Маркса пристроен портик. Однако внутри объем зала и фойе остались прежними, сохранилась и форма основных проемов. Во время войны здание получило незначительные разрушения, и в 1944 году было восстановлено. При этом были добавлены лепные украшения, а на главном фасаде установлена скульптурная группа. В 1970-х годах с юго-восточной стороны пристроен отсек для хранения декораций.

Здание, как и прежде, представляет собой в плане прямоугольный треугольник со срезанными углами. Его пространственная композиция отличается компактностью: из единого объема выступают лишь сценическая коробка над центральной частью и массивный портик перед главным фасадом. Во фризе портика помещено название театра. Сдвоенным пилонам портика соответствуют такие же пилястры с коринфскими капителями на стене основного объема. Сдвоенные окна (во втором этаже арочные) разделены межэтажным поясом с растительным орнаментом. В аттике на боковых частях фасада помещены скульптурные композиции из театральных масок, лир, гирлянд, венков и знамен. Фасад, обращенный к проспекту Революции, отличается некоторой монотонностью. Верхний, третий, этаж здесь имеет разную высоту. Среди шести выступов декором выделен более крупный средний. Стена, как и на главном фасаде, расшита квадровым рустом. С этой стороны находятся служебные входы в театр.

Внутри здания главное место занимает полуовальный зрительный зал. Своеобразие ему придает волнообразная форма ограждений лож трех ярусов. На уровне партера к залу примыкает вытянутый вдоль главного фасада вестибюль; над ним расположен центральный холл театра. Он имеет вид торжественного зала, окруженного околостенной ионической колоннадой. Лепной декор интерьеров театра (барельефы, бордюры и пр.) относится в основном к периоду послевоенного восстановления, однако плафон зала, судя по рисунку, сохранился со второй половины XIX века. Вдоль проспекта Революции располагаются костюмерные, театральные уборные и административные помещения.