Строительство Воронежской государственной районной электростанции началось в 1931 году. Первый ток был дан в 1933 году. На проектную мощность электростанцию вывели в 1939 году. ВОГРЭС не включили в план ГОЭЛРО, но ее строительство было вызвано тем, что две небольшие электростанции, построенные в Воронеже до Октябрьской революции, не обеспечивали энергетические потребности активно развивающейся промышленности и жилищного строительства города. Для бесперебойной работы предприятий останавливали трамваи, отключали свет в жилых районах, экономили на освещении улиц. Ситуация еще более обострилась из-за строительства на левом берегу двух новых потребителей электроэнергии - авиационного завода и завода синтетического каучука. Электростанция была спроектирована с учетом последних достижений техники 1930-х годов, работала на отходах от добычи антрацита и мазута. Энергию выбрасывал пар, полученный из воды реки Воронеж. Станция имела четыре котла, каждый из которых вырабатывал до 90 тонн пара в час. Пар подавался на два турбогенератора. Станция на 90% была оснащена отечественным оборудованием.

В строительстве принимали участие предприятия, организации (будущие потребители ее энергии) и жители Воронежа. Так, строящийся завод синтетического каучука выделил станции один из четырех котлов. Рабочие предприятий ежедневно работали сверхурочно по 4-5 часов на строительстве второй городской дамбы вблизи станции. Жители города провели в помощь строителям более 30 субботников.

С пуском ВОГРЭС энерговооружение промышленности города увеличилось в два-три раза. Часть энергии направили в отдаленные районы Центрально-Черноземной области. Позже энергию использовали для электрификации железной дороги Москва-Ростов.

Во время наступления немецкой армии в 1942 году оборудование ВОГРЭС демонтировали и отправили в глубь страны (котлы и турбины - в Караганду, часть оборудования - в Горький). В результате обстрелов была повреждена и обрушилась крыша главного машинного зала, стены станции получили пробоины. Но основные конструкции и помещение, в котором располагалось распределительное устройство, сохранились.

Сразу после отступления немецких войск, так и не захвативших левобережной части Воронежа, началось восстановление станции, оснащение ее новым оборудованием. Восстановительные работы продолжались до 1948 года. Позже велись работы по расширению станции. В 1959 году ВОГРЭС была переименована в ТЭЦ № 1. Память о прежнем названии сохранил Вогрэсовский мост, соединяющий станцию с правым берегом.

Первая очередь строительства (1931-1933) началась с сооружения здания управления, столовой и складов, которые были временно размещены в Ивановских двориках (на месте проходной ВОГРЭС). Каркас главного корпуса - турбинного цеха - был сооружен к концу 1931 года. Тогда же построено 25 бараков на 100 мест каждый, два 16-квартирных дома для семейных строителей, столовая, баня, магазин, конный двор на 150 лошадей, механическая мастерская, склады. В состав первой пусковой очереди станции (1933) входили турбинный цех (на 2 турбины), химический цех, трансформаторная башня, электроцех с главным щитом управления, электромеханическая мастерская, береговая насосная станция, баки питьевой воды. Среди сохранившихся построек 1930-х годов наибольший интерес представляет турбинный цех, как пример нового конструктивного и архитектурного решения промышленного сооружения Воронежа, а также клуб и служебный корпус - как сопутствующие промышленным постройки общественного назначения.

ТУРБИННЫЙ ЦЕХ - трехсветное прямоугольное в плане сооружение с плоской кровлей, обращен к реке протяженным западным фасадом. На две трети высоты этого фасада к цеху примыкает трехэтажный объем корпуса распределительного устройства, где на втором этаже размещается распределительный вал. Высота цеха, равная 32 метрам, дополняется девятью дымовыми трубами, более высокими, чем первоначальные. В связи с наращиванием мощности станции и установкой дополнительных турбин цех постепенно удлинялся. В архитектуре комплекса электростанции этот цех получил доминирующее значение. Его протяженный параллелепипед с метрическим построением фасада за счет вертикалей окон лаконичен и выразителен. Гигантские размеры сооружения подчеркиваются архитектурными формами и деталями, о которых можно судить по свободным от пристроек частям фасадов. Их решение соответствует конструктивной структуре сооружения, состоящей из железобетонных колонн, опирающихся на них ригелей и ферм перекрытия 16-метрового пролета, а также наружных стен, представляющих собой кирпичное и шлакобетонное заполнение между колоннами. Железобетонные колонны выступают на протяженных фасадах в виде лопаток, фланкирующих фасады и делящих их на одноосные прясла с большими прямоугольными оконными проемами.

Интерьер турбинного цеха хорошо соотносится с огромным свободным пространством ряда мощных компактных по форме турбин и протянутых на всю длину продольной стены рядов больших окон.

КЛУБ И СЛУЖЕБНЫЙ КОРПУС расположены вблизи территории станции, севернее современной проходной и заводоуправления. Построены во второй половине 1930-х годов. В довоенные годы в служебном корпусе размещались комитет комсомола ВОГРЭС, «Осоавиахим», после Великой Отечественной войны - вечерний техникум.

Двухэтажные, кирпичные, прямоугольные в плане, с двускатной крышей здания (клуб и служебный корпус) стоят перпендикулярно друг другу. Клуб вытянут с запада на восток. С двух сторон к нему примыкают поздние пристройки: с главного южного фасада - с тамбуром входа, с северного - со зрительным залом, который соединяет клуб со служебным корпусом. Оба здания оштукатурены и выкрашены в серый цвет, а декоративные элементы их фасадов - в белый и темно-красный. Лаконичное убранство фасадов клуба соответствует стилю конструктивизма. Стены расчленены лопатками и ризалитами. Широкий ризалит, фланкирующий асимметричный главный фасад с западной стороны, завершен фигурным аттиком полукруглого очертания, узкий, делящий фасад на два прясла, заканчивается прямоугольным аттиком-стенкой. Торцовый восточный фасад завершен таким же повышением стены. Продольные фасады увенчаны широким профилированным карнизом большого выноса. Окна большие, по форме приближающиеся к квадратным, на восточном фасаде - узкие прямоугольные.

В отделке служебного корпуса, отмеченного на главном протяженном восточном фасаде легким четырехосным ризалитом, использованы элементы классицизма. Первый этаж рустован, второй - декорирован рустованными угловыми лопатками. Окна прямоугольные, на втором этаже окна без наличников чередуются с окнами в рамочных профилированных наличниках с сандриком на кронштейнах и балясинами под оконной полкой.

Здание клуба используется по первоначальному назначению, служебный корпус - как общежитие.