Авиационный завод (№ 18) построен в 1930-1932 годах. Первая продукция - самолеты серии «САМ» - создавалась, начиная с 1933 года по проектам Александра Сергеевича Москалева (1904 - 1982), главного конструктора опытно-конструкторского бюро завода. 12 августа 1933 года на аэродроме вблизи Задонского шоссе (Московский проспект) состоялись первые испытания «САМ-5» - гражданского пассажирского самолета, строительным материалом для которого служила в основном фанера. Самолет набирал высоту до 4 километров, развивал скорость 175-200 км/час, имея на борту 5 человек. «САМ-5» и его модификации в 1930-е годы использовались в гражданской авиации на местных линиях, в санитарной авиации и спортивных соревнованиях. В сентябре 1937 года на «САМ-5-2 бис» был установлен рекорд дальности полета для этого типа самолетов. Завод выпускал и военные истребители серии «САМ» («Сигма», «Стрела»), не получившие широкого распространения, и гидросамолет «Баркас».

В 1934-1936 годах на авиазаводе изготавливали самолет «АНТ-25», созданный в конструкторском бюро авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. В 1937 году на таких самолетах были совершены рекордные по дальности беспосадочные перелеты из Москвы через Северный полюс в США (экипажи под командованием В.П. Чкалова и М.М. Громова).

В 1939 году на Воронежском авиазаводе изготавливали бомбардировщики «ИЛ-2» и «ИЛ-12», носившие имя авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина. «ИЛ-2» - первые бронированные штурмовики, так называемые летающие танки, поднимались на высоту 6 километров, развивали скорость до 407 км/час, имели на борту две пушки, два пулемета, до 600 килограммов бомб и четыре реактивных снаряда под крыльями. Испытывал такой самолет летчик-испытатель В. Коккинаки. В первые месяцы Великой Отечественной войны здесь выпустили 1 130 самолетов для более чем 50 авиаполков. За выпуск «ИЛ-2» в 1942 году завод был награжден орденом В.И. Ленина. Эвакуированное в начале войны в город Куйбышев производство оставили в этом городе. В Воронеж в 1943 году вернулись проживавшие здесь ранее специалисты. На месте разрушенного авиазавода было создано практически новое предприятие.

В 1958 году на заводе начался серийный выпуск гражданского пассажирского самолета «АН-10», носившего имя конструктора Олега Константиновича Антонова. С 1974 года освоили выпуск сверхзвукового реактивного пассажирского самолета «ТУ-144» (конструктор А.Н. Туполев), с 1977 года - аэробусов «ИЛ-86» - первой модели третьего поколения реактивных пассажирских самолетов (конструктор С.В. Ильюшин). В 1979 году на площади перед авиазаводом (площадь Циалковского) был установлен боевой штурмовик времен Великой Отечественной войны. Его сбили 1 сентября 1943 года в селе Ракитном Белгородской области, и он пролежал на дне озера 35 лет.

Постоянное освоение новой техники способствовало модернизации цехов завода, однако основные цеха сохранили первоначальный облик.

При их строительстве были использованы передовые по тому времени каркасные конструкции, кирпич, стекло и металл. Каркас двух сборочных, кузнечного и трех механических цехов составлен из железобетонных колонн, ферм и ригелей. Торцовые стены и стены между колоннами выложены из кирпича. Наряду со свойственной для конструктивизма лаконичностью фасадов в их отделку включены элементы декоративной кирпичной кладки.

СБОРОЧНЫЕ ЦЕХА - два одинаковых, двусветных, прямоугольных в плане с двускатной крышей объема, дополненные по углам пониженными прямоугольными в плане кирпичными объемами с плоской крышей. На крыше основного объема по всей продольной оси устроен световой фонарь с плоской крышей и наклонными боковыми поверхностями из стекла. Железобетонные колонны каркаса выступают на протяженных фасадах в виде лопаток, фланкирующих фасад и делящих его на одноосные прясла. Основную часть прясла занимают большие оконные проемы с частыми переплетами. Окна первого света почти в два раза выше окон второго. Торцовые фасады на уровне второго света украшены декоративной кирпичной кладкой: полочками, рядами узких вертикальных выемок. Так же оформлен фриз на фасадах угловых объемов.

КУЗНЕЧНЫЙ ЦЕХ - одноэтажное, двусветное, прямоугольное в плане здание имеет плоскую крышу, дополненную по всей продольной оси здания световым фонарем с двускатной крышей и вертикальными боковыми поверхностями из стекла. Протяженные фасады решены подобно протяженным фасадам сборочных цехов. При этом выступающие в виде лопаток железобетонные колонны дополнены на уровне первого света контрфорсами из кирпича. Здание опоясано широким профилированным карнизом и уступчатой полочкой фриза.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЦЕХА - одинаковые, одноэтажные, прямоугольные в плане объемы расположены параллельно друг другу и примыкают торцовыми фасадами к протяженному фасаду двухэтажного кирпичного прямоугольного в плане объема с бытовыми помещениями. Цеха перекрыты фермами сложной формы, образующими на крыше световые фонари, расположенные поперек продольной оси зданий и имеющие двускатную крышу со скатами внутрь и наклонные боковые поверхности из стекла. Завершает стены как механических цехов, так и объема с бытовыми помещениями широкий уступчатый карниз.