Верфь-крепость предназначалась для строительства Азовского военно-морского флота. Заложена 1 июня 1705 года в низовьях реки Воронеж при впадении реки Тавровки адмиралом Ф.М. Апраксиным по приказу Петра I.

Апраксин Федор Матвеевич (1661 - 1728) - государственный и военный деятель, один из ближайших сподвижников Петра I. В начале XVIII века в течение нескольких лет руководил кораблестроением в Воронежском крае, в том числе и в Таврове.

К настоящему времени сохранились один из доков верфи и песчаная насыпь, на которой стоял западный бастион галерного двора.

С 1705 года по 1711 год на Тавровской верфи было построено большое количество судов, в том числе многопушечные морские корабли. В 1711 году строительство прекратилось в связи с подписанием Прутского мира, по которому Россия обязывалась ликвидировать Азовский военный флот. В 1722 году после победы в Северной войне Петр I вновь поставил задачу выхода к Черному морю и создания для этого Донской флотилии. Приказано было построить: «прамов больших - 9, малых - 6, галер малых - 15, малых судов - 30, а для этого строения ехать вице-адмиралу Змаевичу и при нем корабельному мастеру Скляеву».

Змаевич Матвей (Матия) Христофорович (? - 1735) - уроженец Черногории, на русской службе с 1710 года в чине капитана. Служил под началом Ф.М. Апраксина. С 1721 года - член Адмиралтейств-коллегии, вице-адмирал. В 1723 году назначен в Воронеж и Тавров для создания Донской флотилии. С 1728 года по 1735 год - управляющий адмиралтейством в Таврове. Умер в Таврове. Похоронен в Москве.

Скляев Феодосий Моисеевич (? - 1728) - корабельный мастер. Обучался в Амстердаме, куда был направлен в 1697 году в составе первого десятка волонтеров, а также учился в Венеции. По возвращении был направлен в Воронеж, позднее в Тавров.

М.Х. Змаевич и Ф.М. Скляев избрали для возрождения флота не Воронеж, а Тавров, так как здесь река была глубже, при крепости сохранились «материалы и магазейны», в окрестностях имелся лес, а в городе продолжали жить корабельные мастера, переведенные сюда из Воронежа в 1705 году.

В 1723 году в Тавров прибыло до 14 000 мастеровых из Санкт-Петербурга и «работных людей» из Воронежа и других городов края. К весне 1724 года в результате значительных усилий и благодаря организаторскому таланту М.Х. Змаевича было построено 30 прамов и галер, около 60 малых судов (ботов, шлюпов и прочих судов). Однако спуска их на воду не последовало, так как в этом же году в Константинополе был подписан мирный договор с Турцией, отложивший военные действия на неопределенное время. Корабли остались стоять на верфи, где для них были сооружены специальные укрытия. Они были спущены на воду в 1735 году в связи с началом очередной русско-турецкой войны. Донская флотилия, командование которой принял М.Х. Змаевич, а после него П. Бредаль, в 1736 году взяла крепость Азов. Важнейшую роль в исполнении этой задачи, много лет стоявшей перед Россией, сыграли корабли, построенные на Тавровской верфи.

В 1769 году при Екатерине II была предпринята последняя попытка возрождения кораблестроения на Тавровской верфи в связи с объявлением Турцией войны России, но она не имела успеха.

Военная верфь претерпела три этапа формирования. В период с 1705 года по 1711 год были созданы адмиралтейский двор-крепость с девятью параллельными доками, мастерскими, складами («магазейнами»), погребами, а также примыкавший к крепости с запада галерный двор для размещения судов и ветряная пильная мельница. Многоугольная в плане крепость была построена как важный в военном отношении пункт, обеспеченный всем необходимым для ведения длительной борьбы с врагом в случае нападения и осады. Ее земляной вал высотой около 2,5 метра и шириной около 5 метров представлял собой систему укрепленных полос и позиций с четырехгранными остроконечными в плане угловыми бастионами. Бастионы вместе с валом составляли четыре бастионных фронта шестиугольного полигона со сторонами 170-190 метров, два из которых подходили прямо к воде, упираясь в берег реки Тавровки. Снаружи вал с бастионами был окружен рвом глубиной около 2,5 метра и шириной от 6 до 24 метров, соединенным с рекой. По дну заливаемого водой рва проходил частокол высотой на всю его глубину. От восточных ворот крепости через ров был перекинут деревянный мост, соединявший адмиралтейство с дорогой на Воронеж. Галерный двор в плане неправильной многоугольной формы, вытянутый вдоль побережья, был в 1709 году укреплен с запада и востока земляным валом с двумя реданами и рвом, заполнявшимся водой.

Второй этап формирования верфи связан с решением вновь пойти на Азов и завоевать выход к Черному морю. В период с 1723 года по 1736 год в связи с восстановлением кораблестроения и расцветом Таврова как города были проведены специальные работы по совершенствованию крепости в качестве фортификационного сооружения и дальнейшей застройки территории адмиралтейства и галерного двора. К 1732 году был укреплен крепостной вал, бастионы снабжены бойницами, южные бастионные фронты - пофланговыми каменными выходами, а посередине восточного и западного бастионных фронтов - возведены каменные Воронежские и Азовские ворота, через которые адмиралтейский двор пересекала дорога. С юга крепость была дополнительно укреплена небольшим валом, идущим за рвом и повторяющим в плане его очертания. Вдоль внутреннего периметра валов и бастионов размещались такие сооружения, как деревянные оружейные и провиантские склады («магазейны»), деревянные и каменные пороховые погреба, каменные «караульни». Центральное пространство двора с севера и юга окаймляли адмиралтейские сараи с мастерскими и склады («магазейны»). На побережье у одного из северных бастионов стояла кузница, у другого - со стороны галерного двора - пильная ветряная мельница, а между ними на заливной территории находились уже не использовавшиеся к тому времени девять доков. Галерный двор, окруженный в 1720-х годах палисадом с малыми рвами, был укреплен малым земляным валом с надолбами, деревянными реданами-батареями и бастионом-батареей, выходящим на побережье с восточной стороны. Использование галерного двора для строительства и хранения судов обусловило сооружение на нем специальных деревянных укрытий - навесов, галерных сараев, а также адмиралтейских сараев-мастерских и караулен.

В 1732 году был разработан не получивший воплощения проект реконструкции крепостных укреплений, предусматривавший восстановление утраченной со временем формы валов, расширение рвов и прорытие новых широких рвов с надолбами для защиты галерного двора, а также сооружение с внешней стороны крепости и галерного двора дополнительных оборонительных линий в виде валов, форма и конструкция которых были предложены в соответствии в разработанными к тому времени в России канонами и «образцовыми» проектами для военно-крепостного строительства.

Период с 1737 года по 1769 год характеризовался постепенным прекращением кораблестроения в Таврове. Последняя попытка его возрождения, относящаяся к 1769 году, связана с объявлением Турцией войны России. За это время крепостные укрепления адмиралтейского двора не претерпели существенных изменений, а от укреплений галерного двора остались только небольшие валы с двумя деревянными бастионами-батареями с восточной стороны. На адмиралтейском дворе были построены деревянные склады («магазейны»), каменные мастеровые палаты, сооружение для весов, адмиралтейская кузница. Вместо четырех старых адмиралтейских сараев, где изготавливались шлюпки и другие мелкие морские суда, были построены два новых. Каменные Воронежские ворота получили название Московских. На галерном дворе вместо адмиралтейских сараев возводится одно большое закрытое деревянное сооружение для хранения судов.

К настоящему времени сохранились один из доков верфи и песчаная насыпь, на которой стоял западный бастион галерного двора.

Некоторые из сооружений адмиралтейства позволяют описать архивные документы 1732 года.

АДМИРАЛТЕЙСКИЕ СКЛАДЫ («магазейны») - одноэтажные, деревянные, протяженные, прямоугольные в плане сооружения с высокой вальмовой крышей. В наземной части каменного фундамента были предусмотрены небольшие проемы для проветривания. Стены оштукатурены и выкрашены в желтый цвет, крыша - в красный. Три больших высоких прямоугольных проема, которым на крыше соответствовали такие же по величине окна-люкарны, разделяли протяженный фасад на четыре равные части, в которых располагались небольшие зарешеченные окна.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ КАМЕННЫЙ ПОГРЕБ - одноэтажное, кирпичное, оштукатуренное, протяженное, прямоугольное в плане сооружение с вальмовой крышей. На протяженном двуосном фасаде - маленькие арочные окна, над которыми располагались большие прямоугольные чердачные окна-люкарны. Единственный арочный дверной проем находился в торце. Внутреннее пространство, немного заглубленное в землю, было образовано единым цилиндрическим сводом, идущим от пола.

АДМИРАЛТЕЙСКИЙ КАМЕННЫЙ ПОРОХОВОЙ ПОГРЕБ - подземное кирпичное вытянутое прямоугольное в плане сооружение. Имело по обоим торцам каменный наземный вход. Внутреннее пространство было разделено по центральной продольной оси четырьмя колоннами квадратного сечения на десять равных квадратных в плане ячеек, перекрытых каждая сомкнутым сводом.

КАРАУЛЬНАЯ у Воронежских ворот - небольшое, кирпичное, оштукатуренное, квадратное в плане здание с мансардной крышей. Посередине главного фасада расположена глубокая ниша с коробовой перемычкой и дверным проемом. В здании размещались офицерская и солдатская с колодичной (арестантской) комнаты. В отличие от караульной у Воронежских ворот караульная у Азовских ворот имела вход через сени, устроенные вместо ниши.