В 1915 году участок площадью около 230 гектар был приобретен акционерным обществом машиностроительного, литейного и котельного завода «Рихард Поле», чтобы разместить завод, эвакуированный из Риги летом этого года. До его строительства для выполнения договора с военным командованием России о поставке мин и взрывателей в сентябре-октябре 1915 года производство было развернуто в арендованных у купца А.Ф. Петрова помещениях чугуннолитейного завода (улица Ленина, 96). Для нового строительства из Петербурга прибыли квалифицированные инженеры, из Риги - архитектор, десятники, каменщики и другие строительные рабочие, которых в Воронеже недоставало в связи с уходом в армию. С октября 1915 года до конца 1916 года вблизи Задонского шоссе были возведены главные производственные сооружения: кузница, ленточно-семафорно-котельная, механическая, сборочная, литейная, столярная мастерские, силовая машинная станция, четыре склада. В 19
17 году достроены контора, обрубная и малярная мастерские, закончено оборудование зданий. В 1916 году по проекту инженера Л. Гуревича сооружены водопровод с водокачкой и канализационная сеть. Две главные заводские улицы были замощены, к территории подведена железнодорожная ветка. На заводе было установлены электрическое оборудование «Всеобщей компании электричества» и нефтяной двигатель «Общества механических заводов братьев Бромлей» (Москва), а также станки и машины, эвакуированные из Риги (из них паровые котлы системы «Бабкок и Вилькокс» использовались до конца 1950-х годов).
На основе собственного литья завод выпускал паровые котлы и машины, различные литейные формы, фуговочные, строгальные, лощильные и другие станки для деревообрабатывающих, кожевенных, цементных и прочих заводов России, сигнальные и блокировочные приборы для оборудования железных дорог. В условиях первой мировой войны важной продукцией являлись стальные ленты, использовавшиеся в изготовлении шин для военных грузовиков. На заводе планировалось создать около 3 000 рабочих мест, которые в 1917 году полностью заняты не были, хотя здесь применялся труд военнопленных. В 1920 году предприятие назвали «Вторым Воронежским национальным механическим, машиностроительным, литейным и котельным». В 1922 году ему было присвоено имя «III Коминтерна». В 1930-е годы завод реконструировали, к югу от сложившегося комплекса выросли новые корпуса. Перед самым началом Великой Отечественной войны завод благодаря высокому уровню материальных и кадровых ресурсов был выбран для сборки ракетной техники, получившей впоследствии название «Ка
тюша». В память об этом в 1972 году на территории завода, в сквере у проходной, была установлена на пьедестале мемориальная ракетная установка «БМ-13» («Катюша»). В годы Великой Отечественной войны многие постройки были сильно разрушены. После возвращения из эвакуации профиль завода изменили: вместо оборудования для пищевой промышленности перешли к изготовлению машин, необходимых для восстановления городов и дорожного хозяйства области (камнедробилок, бетоносмесителей, экскаваторов).
Ракетная установка «БМ-13» («Катюша») демонтирована.
На территории бывшего завода акционерного общества «Рихард Поле» сохранился наиболее крупный в Воронеже промышленный комплекс начала XX века, построенный из кирпича с применением железобетонных и металлических конструкций. В сооружениях завода и его продукции отразились передовые научно-технические достижения того времени.
На вытянутом в широтном направлении участке, в центре старой заводской территории, стоят механическая и сборочная мастерские, к западу от них - склад моделей, обрубная, литейная, столярная и малярная мастерские, к востоку - ленточно-семафорно-котельная мастерская, кузнечный цех, силовая машинная станция и остатки насосной станции, над которой располагался водонапорный бак. С севера находятся остатки кирпичной ограды со столбом у бывшего конторского здания. На территории завода сохранились также подземные коммуникации начала XX века: водопроводные трубы и канализационный коллектор. Водопроводные трубы выполнены из чугуна и дерева. Деревянные трубы собраны из досок, соединенных шпунтами, обмотаны проволкой и закрыты гидроизоляцией. Отдельные участки труб действуют до сих пор, например, около бывшей столярней мастерской. Частично сохранился выложенный из кирпича канализационный коллектор.
Производственные здания - прямоугольные в плане (иногда сильно вытянутые), одноэтажные, со стенами, выполненными из кирпича или облицованными кирпичом. Основные производственные корпуса двухсветные (литейный корпус - трехсветный), многие - со световыми фонарями на крышах. Комплексу присуще единство приемов скупой, но не лишенной изящества декоративной отделки фасадов (плоские ниши, лопатки, чередующиеся с крупными окнами, круглые слуховые окна в тимпанах аттиков).
ЛИТЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ - самое крупное двухъярусное (второй ярус значительно уже) сооружение комплекса. Несмотря на замену сводчатого перекрытия второго яруса на двускатное с продольным световым фонарем, завершение торцовых стен сохранило лучковое очертание. На торцовом фасаде первый ярус двусветный с воротами в центре, окна первого и второго света попарно сближены. Более узкие окна второго яруса объединены по три и помещены в плоские ниши так, что простенки между нишами создают впечатление членения яруса лопатками. На повышенные угловые лопатки опирается профилированный карниз лучкового очертания. В интерьере сохранились массивные металлические колонны на шарнирных опорах, несущие стены второго яруса.
МЕХАНИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ - протяженное, одноэтажное, железобетонное, облицованное кирпичом здание. Главный продольный фасад расчленен узкими лопатками на прясла с двумя окнами. На крыше каждому пряслу соответствует расположенный вдоль ската островерхий световой фонарь с металлическими рамами. На торцовом фасаде, завершенном аттиком, в среднем прясле стены располагались высокие ворота (заложены с устройством двупольной двери).
ОБРУБНАЯ МАСТЕРСКАЯ состоит из двух объемов: основного - под двускатной крышей с продольным световым фонарем и пониженного - под односкатной крышей. Торцы здания венчают невысокие аттики. Стены пониженного объема расчленены широкими лопатками, чередующимися с высокими окнами, двухслойный замковый камень которых достигает венчающего карниза. В основной части здания центр торцового фасада подчеркнут расположенными в два яруса, крупными окнами (верхнее - лежачее). Этот фасад очень искажают поздние металлические трубы разного диаметра, размещенные перед ним.
СБОРОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ предназначалась вплоть до 1950-х годов для завершения производственного технологического цикла. В 1941 году здесь были выпущены первые ракетные установки («Катюши»), а в 1947 году - первые экскаваторы.
Здание высокое, железобетонное, облицованное кирпичом. На расчлененном широкими лопатками продольном фасаде окна расположены низко, почти у земли; на торцовом фасаде - в два яруса. Стена в верхней части заглублена, расчленена четырьмя лопатками и увенчана массивным треугольным аттиком с круглым слуховым окном. Облик фасадов несколько искажают новые проемы, выпуски металлических труб и мелкие хозяйственные пристройки.
СИЛОВАЯ МАШИННАЯ СТАНЦИЯ - Г-образное в плане (благодаря поздней пристройке) двусветное кирпичное здание. Характер фасада определяют расположенные в два яруса плоские ниши с крупным окном в центре. Над слабо выраженным венчающим карнизом стены размещен гипертрофированно высокий аттик с треугольным завершением и мелким слуховым окном в центре. Часть оконных проемов заложена, композицию фасадов искажают укрепленные на них поздние металлические конструкции. В здании располагается компрессорная.
СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ и «МАГАЗИН» (СКЛАД) подверглись значительным переделкам. На их стенах сохранились характерные для комплекса элементы декора - двухслойный замковый камень в перемычке окна, который достигает венчающего карниза.
Выпуск экскаваторов прекращен. Здания комплекса сдается в аренду под склады и офисные помещения, на части территории планируется строительство жилого комплекса.