Чтобы заинтересовать мелких служилых людей в пограничной военной службе, им раздавались в Воронежском крае земельные участки. Это не было случайностью. Земля в XVII веке продолжала оставаться главной ценностью в жизни людей. Владея землёй, служилые люди как бы экономически подтверждали своё положение хотя и мелких, но всё же феодалов. Земли же в малоосвоенных районах юга России было очень много. Однако на практике в условиях пограничья поземельные отношения между феодальным государством и мелкими служилыми людьми были больше выгодны самодержавному государству, чем служилым людям. Военные походы часто отрывали их от земледелия и скотоводства. Их хозяйства разорялись. По мере того как роль Белгородской черты как оборонительного сооружения к концу XVII века снижалась, положение мелких служилых людей в Воронежском крае всё больше осложнялось. В государстве шёл постепенный процесс создания русской регулярной армии, и правительство переставало проявлять заинтересованность в военной службе стрельцов, казаков, пушкарей. Мелких служилых людей, в том числе и в пределах Воронежского края, стали облагать большими налогами, угнетать, как крестьян. Сюда начинают переселяться помещики-феодалы. Складывается крупное помещичье землевладение. В крупных феодалов постепенно превращаются воронежские монастыри - Успенский мужской монастырь, Алексеевский Акатов мужской монастырь и Покровский женский монастырь. Им принадлежат крестьяне, ремесленники, земельные угодья, рыбные ловли, переправы через реку. Самый богатый среди них - Алексеевский Акатов монастырь в 1674 году одевается в камень. Вместо деревянной церкви при монастыре в этом году строятся каменная церковь и каменная колокольня. Колокольня была особенно интересной. Выполненная в шатровом стиле, она являлась типичной русской постройкой. Каменные постройки Акатова монастыря долго были единственными каменными сооружениями не только в Воронеже, но и во всём Воронежском крае. В 1986 году по проекту архитектора Т.И. Полищук на колокольне были проведены реставрационные работы. Монастырской колокольне вновь вернули её функции. Она и сейчас украшает Воронеж, напоминая нам о давно прошедших событиях воронежской истории (улица Освобождения Труда; территория Алексеевского Акатова женского монастыря).
Некоторые учёные считают XVII век началом «нового периода» в русской истории. Тем самым они хотят подчеркнуть мысль о том, что в XVII веке феодально-крепостнические отношения постепенно начинали разрушаться. В их недрах зарождались капиталистические отношения: развивалось товарное производство, росли города и мануфактуры, налаживались рыночные связи между отдельными частями страны. Заметным торговым и ремесленным центром в это время становится Воронеж, а также некоторые другие города Воронежского края. Постепенно они перестают быть военными поселениями. Увеличивается число купцов и ремесленников - плотников, сапожников, кузнецов, гончаров и других мастеровых. Среди многочисленного мелкого торгового и ремесленного люда появляются богатые воронежские купцы и ремесленники - владельцы торговых лавок и речных судов. Они торгуют с донскими казаками, купцами других городов Белгородской черты и даже с Москвой.