Дворянские кумпанства не всегда обходились силами собственных крепостных и тоже нанимали работников. На государственных верфях работные люди состояли прежде всего из детей боярских городовой службы и служилых людей по прибору ряда городов Белгородского разряда. Кроме них, в состав работных людей воронежских корабельных верфей входили посадские и «посошные» люди, т.е. жители городов и крестьяне. Для всех них это была натуральная трудовая повинность, для выполнения которой они обязывались явиться «с подводы, и с топоры, и со всякими снастьми.., и с хлебными запасами и конскими кормами». Жалованье на государственных верфях не платили.
Работные люди выполняли самую тяжелую работу: вырубали и возили лес к строительным площадкам, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие подсобные работы. Наряды людей к «государеву делу» были, как правило, большими и составляли по нескольку сотен человек. Например, для сплава леса по Дону к Азову 12 мая 1698 года были посланы «начальные люди и копейщики, и рейтарских, и солдатских детей недоросли»: калужане, «серпьяне», козельские, перемышляне, мосальские, касимовские - всего 688 человек. 03 июля 1698 года с «пятым караваном» лесных припасов было отправлено 720 человек.
Для строительства 6 кораблей и 20 бригантин на Воронежской верфи в 1697 году было набрано 1 005 человек «землянцев, усманцев, сокольцев, белоколодцев, костенцев». Специальные наряды людей посылались «лед разсекать и ход водный бударам очистить», если «будары... с корабельными лесными припасами замерзли на р. Воронеже». Иногда мелкие места по Воронежу и Дону заносило песком. В этих местах реки в летнюю пору можно было переехать «вброд и с телегами». В пределах города Воронежа мели были «против двора воронежского подьячего Ивана Моторина, а также под Чижовкою против Троицкой церкви» до «Ивановской пристани». В такие периоды сплавлять лес, плыть военным кораблям и груженым стругам было невозможно. Суда иногда тонули. Для очистки Воронежа и Дона Пётр I также велел собирать специальные наряды людей. Например, в сентябре 1698 года из Воронежа и Коротояка для очистки рек было привлечено 1 048 «стрельцов и их детей, казаков и их недорослей». Они должны были очистить русла рек в тех местах, которые «песком засыпало». Этого количества людей не хватило, тогда в октябре того же года на помощь было прислано ещё 1 048 человек «с топоры и с заступы и с лопаты и с веревки и со всякими снастьми, которые к тому делу пристойны». Так продолжалось до весны 1700 года, когда, по инициативе иностранного мастера Гуморта, чтобы избавиться от мелей в реках, стали строить плотины.
Тяжелый труд, плохое питание, нищенское жалованье, антисанитарные условия проживания и массовые болезни заставляли работных людей бежать с лесозаготовок, строительных площадок и других работ. Например, в указе о сыске беглых от заготовки лесных припасов от 12 августа 1698 года отмечалось, что из призванных на работу 400 воронежцев, 300 усманцев, 400 землянцев, 112 белоколодцев осталось соответственно 32, 126, 32 и 1 человек. Коротоячане (300), костенцы (293), урывчане (20), соколяне (300) бежали все. Введенная за бегство в конце 1698 года смертная казнь бегства не приостановила. Тогда, по инициативе А.П. Протасьева, работных людей стали ежемесячно сменять.
Другую группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, столяры, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были «мастеровые люди», как наёмные, так и крепостные. В отличие от работных людей, живших чаще всего при лесозаготовках в хижинах, сделанных ими же самими, мастеровых размещали обычно на постой по дворам воронежских жителей или отводили для них специальные помещения для жилья на территории верфей. Мастеровые люди получали жалование.
Значительную роль, особенно на первых порах, при строительстве кораблей на воронежской земле играли иностранные мастера. Пётр I высоко ценил их теоретические знания и практический опыт. Пётр I подыскивал иностранных мастеров за границей через своих доверенных лиц, заключал с ними трудовой договор, обычно сроком на 1-2 года, и платил им жалование. Жалование у них было значительно выше, чем у русских мастеров. Самое высокое - 30 рублей в месяц - имели мастера корабельного дела. Вместе с высоким жалованием иностранные кораблестроители получали ряд других льгот, а именно: бесплатный проезд в Россию и к месту работы, бесплатное проживание, бесплатные дрова, свечи, лечение. В 1696 году, при подготовке ко Второму Азовскому походу, Пётр I принял на службу около 50 иностранных мастеров. В 1697-1699 годах - около 120 человек. Главным образом это были голландцы, англичане, а также мастера других национальностей.
Среди иностранных мастеров, работавших в Воронежском крае в конце XVII - начале XVIII века, особенно выделялись голландец Крюйс и англичанин Най. Крюйс был приглашён на службу Петром I в мае 1698 года на четыре года. Это был опытный кораблестроитель, работал экипажмейстером адмиралтейства в Амстердаме и хорошо знал вооружение флота, разбирался в вопросах навигации и гидрографии. Крюйс был человеком проницательного ума. В Воронеж он приехал вместе с Петром I в конце октября 1698 года.