Строительство военных судов предъявляло спрос на металлические изделия, обработанную древесину, смолу, канаты и паруса. В результате возникли лесопильные, кожевенные заводы, смоловарни и кузницы, парусные и канатные предприятия. Некоторые из них были переведены из Москвы. В это время в Воронеже уже была разработана местная сырьевая база, и предприятия могли на неё опираться. Например, из местной конопли вырабатывались грубые сорта парусины. Сельское хозяйство давало для производства канатов пеньку, овечьи стада - шерсть, крупный рогатый скот - кожу. На предприятиях было занято немало рабочих. Например, в «большой мелочной кузнице» у мастера Ягана трудилось 50 человек русских мастеров. Все эти предприятия обслуживали в первую очередь судостроительные верфи и с их ликвидацией, как правило, исчезали.
Исключение составляли суконные и кожевенные заводы. Их продукция одевала и обувала солдат и матросов, обслуживала другие нужды государства. Они не были непосредственно связаны с кораблестроением и поэтому работали в Воронеже и Воронежском крае долго и после петровского времени. Военно-государственные нужды в металлических изделиях удовлетворяли липецкие железоделательные заводы. При Петре I их было три: Боринский на реке Белый Колодец, притоке Воронежа (его также называли Романовским), Кузьминский и Липецкий.
Липецк и Воронеж стоят на одной и той же судоходной реке - Дон - на сравнительно небольшом расстоянии (около 200 километров), что делало удобным перевозки грузов. В Воронеж и Воронежский край везли «железо цельное прутовое», пушки, ружья, штыки, якоря, скобы, топоры, лопаты, гвозди, проволоку и другие предметы. Значительная часть металла шла в Воронеж также с тульских и других металлургических заводов.
Возникновение и развитие местной промышленности, способной в столь короткие сроки удовлетворить огромные потребности государства в предметах промышленного производства, ещё раз подчёркивает величие и особенности воронежского кораблестроения.