1 декабря исполнилось 70 лет искусствоведу, директору Областного художественного музея имени И.Н. Крамского, заслуженному деятелю искусств Воронежской области Владимиру Добромирову. Мы предлагаем вам размышления Владимира Дмитриевича об истории и современных тенденциях в художественной жизни региона.

Из недр соцреализма

- На протяжении многих лет за нами шлейфом тянулась традиция официальных мероприятий и официального искусства. Господствовал единый стиль соцреализма. И все остальное, что было на него непохоже, отвергалось. Проводились зональные выставки. Художники, которые не проходили эти выставкомы в силу несоответствия своей творческой манеры признанным канонам, практически не имели возможности экспонировать свои произведения. Вся страна дышала одним и тем же воздухом. В каждом выставочном зале было одинаковое искусство, похожее друг на друга, как две капли воды.

Но было в то время, и кое-что хорошее. Та художественная жизнь была очень взыскательна. Мастера соревновались с равными себе за право представлять свое искусство широкой публике. Однако случалось и так: каждый, кто проходил выставкомы, делал поправки в своем творческом замысле, ожидая пристрастного отношения по части колорита, композиции, сюжета, темы. И, в итоге, подавались работы не совсем те, которые замысливал художник. Всякое свободное искусство было запрещено и не имело права на существование. За эти десятилетия свободное, независимое художественное мышление оказалось нивелированным.

В годы перестройки ждали, что «оковы тяжкие падут» и мы увидим что-то неординарное, живое. Но, зачастую, ожидания были напрасными.

Оживление интереса к художественной жизни привнесли частные галереи. Помню, как в начале 1 990-х в Воронеже в полуподвальном помещении возле университета открылась галерея «Мария». Она быстро стала популярной. Появлялись другие галереи. Они воспитывали вкус у публики на образцах, которые до того были под запретом. Художники были разнообразны в темах, в желании проявить себя, высказать мысли, которые долго роились в голове, но не могли быть озвучены до поры до времени.

Правда чувства и мыльный пузырь

- О том, что содержательным может быть и абстрактное искусство, которое, казалось бы, с действительностью ничего общего не имеет, в свое время говорил художник Сергей Романович. На вопрос: «Может ли абстрактное произведение быть реалистичным?» - он ответил: «Безусловно, может, если в его основе лежит правда чувства». Просто у каждого человека свое мышление. Кто-то математик, а кто-то гуманитарий. Но если в основе лежит подлинное прочувствование действительности, то ее можно выразить в любом художественном жанре и направлении. Однако эти же приемы используют художники, которые просто не получили элементарного профессионального образования. У них нет навыков, они, возможно, даже не владеют академическими понятиями, технологией создания произведения. Они начинают заново изобретать велосипед. При этом им кажется, будто они - первооткрыватели. Амбиций много, а содержания, в сущности, никакого. Не видна внутренняя связь с миром, с окружающей реальностью. Поэтому появляется много однодневок-фальшивок. Сегодня это подкупило, захватило, показалась некая новизна, а завтра оказывается, что все это - мыльный пузырь.

Как это различать? Есть любительское творчество. Люди объединялись по интересам, но не претендовали на ранг профессионального искусства. Это имеет право на существование. Не каждый человек, который взялся за кисть, вправе считать себя творцом.

Мы ждали первого воронежского художественного молодежного форума, который должен был что-то показать, раскрыть художественные силы, которые есть в нашем городе, помимо мастеров, объединенных Союзом художников. Он прошел в ноябре 2016-го. На нем были представленны незнакомые городу авторы. Но наши расчеты оказались несколько опрометчивыми. Мы ждали большего. Хотя понимали, что это первая попытка организовать молодых художников. Они разные. Были и интересные работы, но встречались и совсем проходные. Явлений искусства всегда меньше. Потому что много художников Земля просто не выдержит, она не выносит эту ношу. Но огульно отвергать этот опыт я не стал бы. На форуме отметил для себя несколько сильных художников, которые могут иметь определенное будущее и будут в состоянии определять эстетический облик своего окружения и как-то влиять на наше восприятие искусства. Потому что эти ребята образованы, умеют мыслить, отстаивать и защищать свое искусство, свои взгляды. И это важно, поскольку во времена СССР никому из художников не дано было право официально отстаивать свое художественное видение мира. Надо было делать то, что предписано свыше.

Одним из недостатков форума было отсутствие единой темы. Участники брали те работы, которые у них хранились раньше и какие они считали своими «знаменами», перенося их из одного зала в другой. В процессе обсуждения итогов выставки на «круглом столе», пришли к выводу, что все-таки надо было дать общую тему. И каждый из участников решил бы ее в тех изобразительных средствах, которые автору наиболее близки.

Какие имена!

- С Воронежем связано столько знаменитых имен. Здесь первоначальные навыки осваивал художник Александр Куприн, импульс стать художниками получили величайший портретист Сергей Малютин, театральный художник Вадим Рындин, который учился в Воронеже у Сергея Романовича. У города есть повод и для создания театрального музея, и для музея русского зарубежья (Павел Шмаров, Елена Киселева, Петр Нилус). Особняком среди других стоит имя нашего земляка Николая Ге. Сохранился дом, где он родился и жил. Но создание его музея - дело длительное и хлопотное. Помню, как еще в 1 960-е годы литературовед Олег Ласунский выдвигал идею организации мемориальной экспозиции, посвященной писателю Ивану Бунину. И только в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки.

К тому же и материала как такового, связанного с Ге, у нас практически нет. В нашем музее хранится всего одна его живописная работа. А делать экспозицию из авторских копий нецелесообразно. В здании, где расположен художественный музей, когда-то работал отец Ге. Сохранился паркет, по которому он ходил. Да и сам художник в своих воспоминаниях замечал, что первые яркие впечатления в жизни связаны с Воронежем.

Сегодня фундаментом, базой художественной жизни города являются выставочный зал на Кирова, 8. В меньшей степени - зал на Пушкинской, 7 и Центр современного искусства. Но, в первую очередь, это зал музея имени Крамского, где экспонируются самые разнообразные явления искусства.

Новая волна?

- В последнее время возникло такое красноречивое определение, как «воронежская волна». Оно появилось после того, как несколько наших художников выставились в Москве. Их стали отмечать и отличать от других. Но их единицы. И говорить о существовании определенной воронежской школы в изобразительном искусстве, на мой взгляд, нельзя. В свое время были попытки создать эту школу на принципах сугубо академических, на традиционном, реалистическом искусстве, яркими представителями которого были Соловьев, Крамской, Бучкури. Сегодня можно говорить об определенных тенденциях, попытках выразить собственное «я» через свой изобразительный язык. Наблюдается тяга к эстетическому самовыражению, красивому рисованию, изящным образам. Но, зачастую, за всем этим нет особой сути.

В свое время была хорошо известна саратовская школа. Там были свои мастера, приверженцы «своего» пейзажа. За ними шли, и возникал какой-то особый колорит. Они были разные, но придерживались одного вектора. В Воронеже сейчас этого нет. В Центре современного искусства нам известны всего несколько художников. Галерея «Х.Л.А.М.» рада показывать все, что не похоже на традиционное искусство. Но специальных молодежных объединений, где бы учились, совершенствовали свое мастерство начинающие художники, у нас не имеется.

На чистом энтузиазме

- Существует постановление президента о расширении и развитии межмузейного выставочного обмена. Но мы и раньше это делали. Всегда стремились показать нашему зрителю что-то необычное. Устраивали экспозиции известных художников, на которых трудно попасть даже в столице. Это входит в программу нашей деятельности, которая призвана популяризировать изобразительное искусство. Сами тоже стремимся возить работы из нашей коллекции в другие города. В частности, провели в Москве несколько выставок. Так, в научно-реставрационных мастерских имени Грабаря показывали коллекцию гравюр французского художника Жана-Жака де Буасье. В Государственном музее имени Пушкина показывали книжную графику Владимира Милашевского, а в музее русского импрессионизма развернута выставка работ Елены Киселевой. В Третьяковской галерее представляли творчество Петра Нилуса из нашей коллекции.

Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес к выставкам. Особенно в Москве. Все видели, какой ажиотаж вызвали экспозиции Серова, Айвазовского. В нашем музее иногда организовываются бесплатные посещения. И тогда люди стоят в очереди. Видимо, наш народ не привык тратить деньги на эстетическое воспитание. Тем не менее, большое количество посетителей прошло через выставки Эрнста Неизвестного, Андрея Пашкевича, Зураба Церетели, Нателлы Тоидзе… В выходные дни у нас проходят до 400 человек. Раньше такое количество было, когда мы экспонировали, скажем, работы Сальвадора Дали. Сейчас это норма.

В Москве поняли, что в музее можно получать не только эстетическое удовольствие от соприкосновения с прекрасным, но и некий психологический заряд от сопричастности к вечности, к минувшим эпохам. Это повышает личностную самооценку человека. Были времена, когда у нас проводились подневольные экскурсии. Сейчас этого нет. Все строится на чистом энтузиазме. Люди приходят к нам, проявляют интерес к нашей деятельности. И это радует.