19 января этого года исполнилось бы 100 лет со дня рождения одной из ярких театральных актрис Воронежа второй половины ХХ века, заслуженной артистки РСФСР Кире Трапезниковой. Она блистательно сыграла около сотни разнообразных ролей на сцене Академического театра драмы имени А.В. Кольцова.

Кира появилась на свет в городе Балашов Саратовской губернии в начале судьбоносного для страны 1917 года. Она стала продолжательницей актерской династии, представителей которой знали в различных уголках России. Ее дед в свое время был известным артистом, работал в Москве в театре Корша. Бабушка выходила на подмостки как характерная актриса. Родители Киры также работали в театре, колесили по городам и весям, как и многие другие артисты того времени. Ее отца, Павла Николаевича Трапезникова, знали и как актера, и как режиссера. В 1934 году он основал первый в стране колхозно-совхозный театр в селе Воробьевка Воронежской области. Через три года на базе этого коллектива был создан Борисоглебский драматический театр, который успешно работает и по сей день.

Большую часть времени Кира проводила в театре. Ей нравилось наблюдать за происходящим на сцене, представлять себя там, в свете рампы. Учителем в профессии для Трапезниковой в первую очередь был отец. Он открывал дочери все тайны и премудрости актерского ремесла, объяснял нюансы сценического бытования, помогал разбирать и готовить роли. В 1937 году Кира Павловна стала актрисой Борисоглебского театра, в котором проработала до 1945 года.

В эти годы в судьбе Трапезниковой происходят приятные перемены: она выходит замуж за актера Василия Говорова, а в мае 1941 года у них рождается сын Павел, который впоследствии продолжит актерскую династию. Однако счастье молодых было недолгим. Василий Говоров ушел на войну и в 1943 году погиб.

В 1945 году Трапезниковы перебираются в Воронеж. Их принимают в труппу местной Драмы. Но проработали они всего год. Павла Николаевича отправляют главным режиссером в Липецкий драмтеатр, который тогда пребывал не в лучшей творческой форме. Вслед за главой семьи отправились и все остальные. Возвращение в Воронеж состоялось в 1948 году. Казалось, открываются новые перспективы в одном из лучших театров провинции. Но, в силу обстоятельств, Кира Павловна была вынуждена на три года расстаться с любимой профессией. Подрастал сын, практически одновременно заболели отец с матерью, за которыми нужно было ухаживать. На сцену Трапезникова вновь вышла в 1951 году после смерти родителей. И играла на ней долгие, яркие, плодотворные 45 лет.

Все, кому посчастливилось видеть спектакли с участием Киры Павловны, никогда не забудут созданные ей образы. Свидетельство этому слова одного из местных критиков: «Умеет она что-то такое вложить даже в крохотный эпизод, что и годы проходят, а из памяти не выкинешь». В 1950-60-е годы наиболее значимыми были роли в пьесах Александра Островского «Гроза» (Феклуша), «Правда - хорошо, а счастье лучше» (Барабашова), «Волки и овцы» (Мурзавецкая), Анисья в «Виринеи» Сейфуллиной, Спиридонова в «Шестом июле» Шатрова. В 70-е Трапезникова сыграла Ануш в «Хануме» Цагарели, Целию Пичем в «Трехгрошовой опере» Брехта, Варвару в легендарном спектакле «Слон» по пьесе Копкова, постановку которого осуществил режиссер Валерий Соловьев.

«Ее исполнение всегда отличалось фантастической достоверностью, простотой, естественностью и высочайшей культурой», - читаем в другой статье, посвященной творчеству актрисы.

На последний этап творческой биографии Киры Павловны приходится целый ряд великолепных ролей, о которых говорил весь город. Зрители часто ходили именно на Трапезникову, даже если это был небольшой эпизод. Она виртуозно справлялась с каждой порученной ей работой. Уже с первых репетиций была чуть ли не единственной, кто полностью знал текст. Сын актрисы Павел Говоров рассказывал, что роли Кира Павловна запоминала моментально. Каждый раз большими буквами переписывала роль в тетрадь, говоря при этом: «Страшный грех, когда не знаешь роли».

В 1980-90-е годы к числу актерских удач стоит отнести работы в спектаклях «Уроки музыки» (бабка Васильевна), «Коломба» (мадам Жорж), «Самоубийца» (Серафима Ильинична), «Папа, давайте мы вас женим» (Нина Ивановна). Глубина, искренность, точность характеров, помноженные на редкий талант, самобытность и мастерство, давали необыкновенный результат.

Восхищались Кирой Павловной не только зрители, но и коллеги. Заслуженная артистка РФ Ольга Рыбникова, которая играла с Трапезниковой в нескольких спектаклях, вспоминает:

- Кира Павловна - легенда нашего театра. Каждую минуту я старалась наблюдать за ней и другими актерами старшего поколения, как они готовятся к роли, как гримируются, как стоят за кулисами, не говоря уже о том, какие чудеса творят на сцене. Это было недосягаемо! Обладая незаурядной внешностью, она при этом была наделена фантастическим обаянием. Такая яркая актриса была, к сожалению, не до конца оценена при жизни, не обласкана достойным масштаба ее личности вниманием. Я преклоняюсь перед ее памятью и счастлива, что судьба подарила мне мгновения общения с ней.

Последние три года жизни Кира Павловна провела вне театра. Скучала? Конечно! Мечтала снова выйти на сцену? Безусловно! Но, кроме субъективных, стали появляться и объективные причины, не позволявшие осуществиться этим замыслам. Стало подводить здоровье, уже не было прежних сил… Актриса умерла 21 мая 1999 года. Похоронили ее на Коминтерновском кладбище рядом с родителями. Павел Говоров какое-то время еще работал в Кольцовском. Сейчас на пенсии. Его сыновья не стали продолжателями актерской династии, избрав иные профессии.

Киры Трапезниковой нет почти 18 лет. Но до сих пор и коллеги, и зрители, при упоминании ее имени начинают говорить комплименты в адрес актрисы, которая была рождена, чтобы блистать.