Честно говоря, меня удивляет появление в нашем городе в новом столетии памятников и музеев деятелям культуры, которые к Воронежу не имеют прямого отношения. Мало того, даже никогда не были здесь.

Разве только слышали о существовании такого города на карте России. Этот факт - памятники и музеи неворонежцам - может быть расценён гостями города, как признак некоторой неполноценности воронежцев. Мол, раз своих знаменитостей нет, хоть чужими город украсим. Отнюдь! Знаменитости есть и немало. Писатели Александр Эртель, Николай Станкевич, Гавриил Троепольский, поэт Анатолий Жигулин, педагог, общественный деятель Николай Бунаков, космонавт Константин Феоктистов, лауреат Нобелевской премии физик Николай Басов, сказительница Анна Королькова, художник Николай Ге… В общем, перечислять и перечислять. Если же вдруг открывается персональный музей, то его экспозиция, по большей части, состоит из предметов той или иной эпохи, вырезок из газет и книг. В тоже время культурное наследие, имеющее к нашему городу прямое отношение, составляющее основу его творческого начала, требует не просто бережного отношения, а немедленного сохранения.

Я говорю об истории воронежского театра - яркой страницы истории театра российского. Это и, в самом деле, один из старейших театров России. Он появился в Воронеже в 1787 году при Екатерине Великой и в течение двух столетий был центром культурной жизни губернского города. В этом году ему исполняется 230 лет. В течение этого срока он значительно выделялся среди других провинциальных театров и уровнем антрепренеров, и репертуаром, и любовью горожан. Вот лишь несколько фактов из истории ХIХ века.

Филипп Вигель, «полуприятель» Пушкина, пишет в своих знаменитых «Мемуарах»: «Изо всех русских городов в одном только Воронеже была тогда вольная труппа, составившаяся из охотников и отпущенных на волю крепостных актеров». Воспоминание относится к началу февраля 1802 года, когда автор посетил здесь театральное представление, будучи проездом из Киева в Пензу.

В конце 1820-х годов столичная проправительственная газета «Северная пчела» в статье, посвященной провинциальной Мельпомене, перечисляет, в каких городах России были в ту пору театры: Воронеж, Казань, Калуга, Кострома, Нижний Новгород, Псков, Рязань, Саратов, Тула, Харьков, Орел. Всего в ту пору в Российской империи, включая обе столицы, было 23 театра, среди них - французские, итальянские, немецкие и польские, а русских было всего - 13! И среди них Воронежский - один из первых!

В публикации «Северной пчелы» в 1829 году сообщалось: «В Воронеже четыре раза в неделю играют большие оперы, трагедии, драмы и комедии. Начало в 7 ½ часов. Театр находится под управлением г-на Соколова». Для сравнения: в Пскове и Саратове играли один раз в неделю, в Калуге и Казани - два раза, в Орле и Нижнем Новгороде и даже в знаменитой итальянской опере в Одессе давалось всего три представления в неделю…

Ещё один интересный факт. Весной 1860 года, уже тяжело больной, великий актер Александринского театра Мартынов отправляется на гастроли по театральным городам России. В Москве к нему присоединяется его друг Александр Николаевич Островский. Были выбраны три города, которые наверняка могли поправить материальное положение актера. Первым городом на этом маршруте оказался Воронеж. И не зря. «Незабываемы в истории Воронежского театра те прелестные майские вечера 1860 года, когда на его сцене была представлена «Гроза» Островского с участием великого Мартынова в роли Тихона. Никогда еще наш театр не оглашался такими рукоплесканиями и криками «браво», как в эти торжественные вечера», - радуется рецензент из Воронежа в «Театральном и музыкальном вестнике». Восемь дней в Воронеже при полных сборах были днями триумфа великого артиста и великого драматурга. Кстати, весь ХIХ век воронежский зритель имел возможность видеть на своей сцене великих актеров из Москвы и Санкт-Петербурга - от Щепкина и Мочалова до Ермоловой и Комиссаржевской.

Не менее славные страницы есть в истории театра в ХХ веке. Когда началась первая мировая война, к 1915 году прекратились театральные представления в 107-ми городах России. Но не в Воронеже. Умный, образованный во всех отношениях антрепренер Вениамин Никулин укрепил труппу талантливыми артистами, оказавшимися не у дел по случаю военного положения.

Когда началось становление театрального дела в советское время, воронежский театр сразу оказался на виду. В 1935 году в Москве состоялись первые в истории гастроли провинциальных театров. Это были коллективы из Воронежа, Смоленска и Новосибирска. Наш театр получил самую высокую оценку. Поэтому, всего три года спустя, в 1938 году, театр снова едет с творческим отчетом в столицу. Тут важно, что он покоряет и критиков, и публику не посредственными поделками начинающих в то время в духе «социалистического реализма» драматургов, а классикой. Были представлены во время этих двух гастролей: «Смерть Иоанна Грозного», «Отелло», «Уриель Акоста», «Маскарад», «Варвары», «Царь Фёдор Иоаннович»…

С большой степенью вероятности можно утверждать, что стационирование театральных трупп в пределах всего СССР, произведённое постановлением Комитета по делам искусств при СНК СССР от 27 апреля 1938 года, произошло на основе анализа опыта и успехов именно Воронежского театра, в котором стационарная труппа сформировалась сама собой еще в начале 1930-х годов.

Наконец, в ХХ веке наш драматический театр дал российской театральной культуре имена талантливых артистов, которые стали известны всей стране: Сергей Папов, Аркадий Поляков, Петр Вишняков, Алексей Чернов, Леонид Броневой, Владимир Седов, Римма Мануковская, Людмила Кравцова…

Вспомним, что кроме драматического в Воронеже уже не одно десятилетие существуют и Оперный театр, и ТЮЗ, и Театр кукол «Шут» и Камерный театр, каждый из которых имеет свою историю. Они накопили за эти годы множество материалов, которые вполне могли бы быть использованы при создании театрального музея. Это, прежде всего, эскизы и макеты декораций к спектаклям, афиши, программы, составные части персональных архивов знаменитых артистов. Так, в запасниках областного Художественного музея имени Крамского находятся около 100 работ замечательного театрального художника Нины Гапоновой, которые она подарила Воронежу. Камерный театр устраивал выставку работ рано ушедшего из жизни главного художника Кольцовского театра Алексея Голода, а также художника Юрия Гальперина. В запасниках Краеведческого музея хранится архив народного артиста РСФСР Аркадия Полякова, в Кольцовском театре - часть архива народного артиста РСФСР Вадима Соколова и режиссера Анатолия Иванова, фотографии и афиши прежних лет. Наверняка интересные материалы для музея могли бы представить Театр оперы и балета, Камерный театр и Театр юного зрителя.

Создание театрального музея в Воронеже, на мой взгляд, весьма способствовало бы возрастанию престижа города в глазах его гостей. Недаром здесь проводится ставший уже традиционным международный Платоновский фестиваль. Кроме того, театральный музей мог бы стать хорошей культурной базой для воспитания нашей молодёжи.