На одном из снимков - вход в воронежскую школу №11, одну из самых старых школ города, со славной и причудливой историей. Впрочем, вся наша история - славная, причудливая и разнообразная.

Интерьер учительской в той же школе на другом фото воспринимается сейчас - я уверен - разными людьми с разными чувствами. С интересом, с равнодушием, с улыбкой, с тревогой, с ностальгией.

Всегда школа была частью государства и всегда, спустя годы, мы находили в прежнем школьном образовании те или иные изъяны. То много идеологии, то идеология отсутствует, то присутствует, но не та. И все равно мы продолжали ставить школу на службу той или иной политике того или иного государства.

Однако далеко не все окончившие школу во времена Сталина являются сталинистами. И портрет вождя не помешал людям правильно разобраться во многих вещах и полюбить то, что любить было запрещено.

Нам, шагнувшим в мир из советских школ брежневской эпохи, доклады съездов КПСС, зачитываемые на уроках истории, и принцип социалистического реализма, вбиваемый в сознание на уроках литературы, не помешал покинуть школьные стены с четкими понятиями того, что такое хорошо и что такое плохо. Что интересно, многими из этих понятий мы руководствуемся до сих пор.

Когда сейчас я встречаюсь со школьниками и студентами и говорю с ними о литературе, истории и о многих других вещах, я понимаю, что единый государственный экзамен не вытравил в них интереса к чтению, к способности рассуждать и делать выводы.

Речь о том, что никакая идеология, никакая школьная система не смогут оболванить всех учеников и превратить их в однородную, не желающую мыслить массу. Равно как никакая система не сможет одинаково гармонично всех воспитать и одинаково глубоко образовать. Из любой школы во все времена выходили вундеркинды, умники и умницы, карьеристы, равнодушные к своему образованию люди, послушные тихони и те, в ком школа воспитала протест. Так было и так будет, не взирая ни на какие программы, модернизации и нововведения. И, не дай Бог, если будет по-другому.

Я не специалист в образовании, но, отталкиваясь от своего опыта, скажу вещь, которая может показаться банальной: в деле воспитания и образования существует три основных субъекта - ученик, учитель и семья. Это могло бы вызвать усмешку, если бы не одно но. Рассуждая об образовании, мы удивительным образом забываем обо всех этих субъектах напрочь.

Забываем о том, что школьники, как это не покажется кому-то странным, личности, и к одиннадцатому классу они разбираются во многих вещах не хуже нас с вами. Школа не только дает им образование, но и формирует, вольно или невольно, определенную модель жизни. Они прекрасно видят правду и ложь, двойные стандарты, они усваивают наши понятия и нашу мораль. Вопрос в том, что именно они выберут для дальнейшей жизни. И многим приходится выбирать не только благодаря чудесным школьным годам, но и вопреки им.

Забываем о том, что учитель должен иметь не только достойную зарплату (для чего нельзя жалеть никакого бюджета), но и любить свое дело, а главное, быть абсолютно свободным в его реализации. Мне, например, повезло, учитывая мои непростые отношения со школьной администрацией. И я бесконечно благодарен некоторым учителям не столько за знания, сколько за то, что они поняли меня и пошли мне навстречу, нарушив при этом педагогические правила и установки. Нельзя учителя превращать в чиновника, а ученика делать заложником придуманной где-то в недрах министерства образования очередной системы или программы. Будущих учителей нельзя выпускать оптом из вузов, как юристов и экономистов в свое время. Необходимо искать людей с призванием, тщательно отбирать, а отобранных учить, воспитывать, холить и лелеять. Понимаю, что и с врачами так надо, и со многими другими, но давайте начнем хотя бы с учителей. Забываем о том, что семьи бывают разные. И, может быть, имеет смысл вводить в школах уроки этики и эстетики, чтобы человек для начала имел представление об элементарном цивилизованном поведении. А также уроки краеведения, потому что патриотизм, коль скоро мы ставим его во главу угла, начинается все-таки с истории родного города, того места, где ты родился и живешь. Не поймешь, не узнаешь и не полюбишь его, не будешь гордиться им, решать его проблемы, уважать прошлое и задумываться о будущем, - ничего не поймешь и не оценишь. И Ледовое побоище пройдет мимо тебя, и Александр Невский с Петром, и победы России и поражения, и день прошлый и день завтрашний не станут твоими.

Все вышеперечисленное - только часть того, о чем мы забываем. Если вспомним, то поймем, что портреты в учительских гимназий, школ и колледжей, конечно, не помешают, но лучше было бы обходиться без них: без Николая II, без Ленина, без Сталина… А если уж никак нельзя без портрета, пусть это будет Пушкин. Или Шекспир. Или еще кто-нибудь из великих людей, говоривших правду и никому не сделавших зла. Таких много. Фото из фондов Государственного архива Воронежской области.

СЛАЙД 2 Вход в воронежскую школу №11. 1952 год.