21 апреля исполнилось бы 70 лет народной артистке РФ, многолетнему председателю Воронежского отделения Союза театральных деятелей России, Почетному гражданину Воронежа Людмиле Кравцовой.

В этот день в Доме актера, который носит имя актрисы, состоялся памятный вечер. В ее честь звучали стихи, песни, музыкальные произведения, выступали воспитанники хореографического училища. А на экране показывали фотографии, демонстрировали сохранившиеся телезаписи интервью Людмилы Александровны и отрывки из спектаклей с ее участием.

ДАРЯЩАЯ ТЕПЛО

С советских времен многие из нас привыкли к расхожей в те годы фразе: «Незаменимых людей у нас нет». Чем дольше живешь на этом свете, тем больше понимаешь - есть! И таких куда больше, чем тех, которых с легкостью можно заменить кем-то. Людмила Кравцова была ярким, жизнерадостным, открытым, светлым человеком. А еще она была Женщиной! Именно так, с большой буквы. Это проявлялось во всем: как она выглядела и одевалась, как трепетно относилась к своей семье, как дорожила друзьями, как откликалась на просьбы и беды каждого, кто к ней обращался. Она была удивительной хозяйкой, прекрасно готовила. Каждый раз, когда шел к ней домой, знал, что меня ждут мастерски заваренный чай и пирог собственного приготовления.

Складывается впечатление, что знал ее всю свою жизнь. При всей своей известности, положении в обществе, для близких и знакомых она всегда оставалась внимательной, трогательной, чуткой. Рядом с ней было комфортно и уютно. С такой щедростью дарить свои любовь и тепло, казалось бы, чужим людям, умела только она. И от людей, которым помогала делом, советом, ничего не требовала взамен. А на ее пути, увы, встречались и те, кто злом и неблагодарностью платил за добро. Но Людмила Кравцова умела прощать и забывать обиды. В этом была еще одна сильная сторона ее характера. Помнится в детстве, когда впервые увидел актрису на сцене, был очарован и ее игрой, и ее красотой. Тогда я вел тетрадочку, куда записывал имена и фамилии любимых актеров. Среди них была и Кравцова. Может показаться неправдоподобным, но, работая с вырезками из газет и журналов разных лет, читая рецензии на спектакли с участием Людмилы Александровны, я нигде не обнаружил хотя бы одной критической фразы в ее адрес. Даже в откровенно слабых, конъюнктурных постановках, актриса все-таки находила в своих персонажах то зерно, которое западало в сердца и души как зрителей, так и критиков.

Словно кто-то свыше предначертал ей актерскую судьбу и предназначение блистать, дарить людям свет. Судите сами: Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии вдруг объявил набор в студию … при Кольцовском театре. И открыл в Воронеже свой филиал. Это был единственный подобный набор. Среди счастливчиков оказалась и Людмила Кравцова. Не попадись ей случайно объявление о наборе, возможно, она и не стала бы актрисой, выбрала себе другую профессию. Я спрашивал у нее, почему же она не поехала поступать в театральные вузы Москвы? Людмила Александровна отвечала, что не могла тогда уехать из родного города, оставить семью. Хотя об искусстве мечтала с ранних лет. В детстве представляла себя балериной, выделывая различные арабески в родном дворе на глазах умилявшихся взрослых. Но мечту о сцене старалась хранить в глубине души, понимая, что для ее реализации должно случиться чудо. И оно случилось! 17-летней девушкой она оказалась в театре. На Кольцовской сцене дебютировала в постановке Германа Меньшенина по пьесе Лопе де Вега «Дурочка», где сыграла Нису.

НЕВЗГОДАМ ВОПРЕКИ

Потом было множество разноплановых, ярких ролей. Публика стала ходить на Кравцову. А она не переставала совершенствоваться, познавать и открывать для себя что-то новое. Казалось, актриса без труда может перевоплотиться в героиню любой эпохи и моментально завоевать зал. Но только ей было известно, сколько трудов, бессонных ночей было потрачено на каждую работу. Зрители любили ее искренне, ей доверяли. А она удивляла их все новыми откровениями. Люди выстраивались в очередь, чтобы попасть на ее моноспектакли «Барменша из дискотеки» и «Человеческий голос». Это были настоящие творческие удачи.

За свою жизнь Людмила Александровна сыграла около 90 ролей. Много это, или мало? Для таланта и мастерства актрисы такого уровня, как была Кравцова, конечно же, мало. Могло быть еще много поводов говорить об очередной ее удаче, но актерская профессия зависимая. И если режиссер не видит тебя в своих постановках, значит, наступает период безролья. Людмиле Кравцовой довелось пережить этот нелегкий период. Страдала она по этому поводу? Безусловно! Вот только виду старалась никогда не подавать. Но если вдруг разговор касался этой темы, ее глаза моментально становились грустными. Она не была бы собой, если бы не нашла выход и из такой ситуации. Придумала при Доме актера творческий центр «Антреприза», где актеры, по разным причинам находящиеся в простое, могли бы творчески реализовываться. На этих подмостках она сыграла несколько ярких спектаклей, где ее неизменным партнером был друг и коллега, народный артист РФ Юрий Кочергов. Их взаимоотношения на сцене были настолько естественны, они понимали друг друга с полуслова, полувзгляда, что многие думали: Кравцова и Кочергов в жизни муж и жена. Актерам льстило такое мнение зрителей. Они в унисон говорили: «Значит, мы все делаем правильно». И вот опять судьба: Юрий Васильевич и Людмила Александровна ушли из жизни в один год. Он - чуть раньше. Но даже и после окончания их земного пути они рядом: их могилы находятся по соседству…

НЕПОБЕЖДЕННАЯ

Людмила Кравцова умела организовывать людей на благие деяния. По ее инициативе в Доме актера был создан клуб ветеранов сцены, где до сих пор ежемесячно встречаются люди, жизнь отдавшие театру. Эти встречи для каждого - глоток свежего воздуха. Помню, однажды мне позвонила Людмила Александровна и предложила устроить вечер памяти ушедших актеров. А все собранные средства отправить на установку памятников на могилах тех артистов, у кого не осталось родственников. Плата за вход была символическая - всего 100 рублей. Платили все, в том числе и Кравцова. Но этих денег хватило на то, чтобы установить памятники на могилах актеров Кольцовского театра Евгения Аристова и Галины Мачехиной. Людмила Александровна вместе с мужем Игорем Чижмаковым и со мной ездила выбирать памятники. Для нее всегда было важно, чтобы память о таких людях хранилась как можно дольше.

Часто после различных мероприятий доводилось слышать ее любимую фразу: «И все-таки мы это сделали!..». В ней было столько тепла и благодарности в адрес всех тех, кто принимал участие в создании вечера, что люди понимали - действительно, сделано важное дело.

Пока были силы, Людмила Александровна старалась не отрываться от работы в Доме актера. Порой, преодолевая боль, приходила на мероприятия, на переговоры. Мало кто знал и видел, каких трудов ей это стоило. Но иначе она не могла. Когда уже не могла выходить на сцену, нашла новое применение своему таланту. Она стала рисовать. Помню, пришел к ней в гости, а она так загадочно говорит: «Хотите, покажу то, чем сейчас занимаюсь?». Заинтригованный, конечно же, согласился. И тут она начала одну за другой доставать картины, которые сама нарисовала. Я обомлел! Они были сделаны настолько профессионально, что дух захватывало. Их отличали яркость красок, жизнелюбие, вера в лучшее. Жаль, что Людмила Александровна отказалась их выставить в фойе Дома актера. Призналась, что показывает их только родным и близким людям.

Помню нашу последнюю встречу осенью 2010 года. Людмила Кравцова позвонила и попросила прийти к ней. «Но только я в больнице, не пугайтесь. Мне нужно посоветоваться с вами по одному вопросу». Когда пришел, увидел актрису, сидящую перед ноутбуком. «Начала писать воспоминания, - сказала она, заметив в моих глазах немой вопрос, - чтобы рассказать детям и внукам об истории нашей семьи». И она стала читать первые главы. Я завороженно слушал и уже представлял себе, насколько интересной может получиться будущая книга. Закончив чтение, Людмила Александровна поинтересовалась, стоит ли ей продолжать. «Естественно!» - не сдержал я эмоций. Она улыбнулась и поблагодарила за внимание. На прощание обещала, что когда будут готовы новые главы, непременно позвонит. Больше звонков не было…

Людмилы Кравцовой не стало 31 декабря 2010 года. Она ушла накануне одного из своих любимых семейных праздников - Нового года. С той поры минуло почти семь лет. Но до сих пор иногда ощущается, что она просто уехала в длительную командировку. Пройдет какое-то время, и она вернется, позвонит, пригласит на пироги. Может, поэтому до сих пор в моем телефоне хранится ее номер. Уже без нее все-таки вышла книга неоконченных воспоминаний под названием «Без вас бы не было меня…». В этом была вся Людмила Александровна. Но и нас без нее, наверное, не было бы, нас, таких, какие мы есть. Каждому, с кем общалась Людмила Кравцова, она дарила частичку своей души. Все актеры старшего поколения называли ее исключительно Людочка. Они буквально боготворили ее. Недаром у нее было такое судьбоносное имя. Она действительно была мила людям…