Старая Хворостань (первоначальное название - деревня Избыльная, Форосан), село Лискинского района.

Расположено на левом берегу реки Дон, в устье реки Хворостань, в 34 километрах от города Лиски. Основано крестьянами Воронежского Покровского монастыря в 1627 году как деревня Избыльская. Была разорена татарами, затем восстановлена (упоминается в документе 1653 года). Входила в состав Коротоякского, Острогожского (1923-1928) уезда.

С 1770 года к названию прибавилось слово «Старая» (в связи с возникновением выше по реке Хворостань поселок Новая Хворостань, ныне рабочий поселок Давыдовка).

Около 1701 года построена деревянная Покровская церковь, в 1802 году перестроена в каменную.

В 1900 году в селе Старая Хворостань имелись 7 общественных зданий, 2 школы, 5 крупорушек, 7 ветряных мельниц, трактир, 4 лавки.

С июля 1942 года по январь 1943 года село Старая Хворостань входило в прифронтовую полосу, население было эвакуировано в восточные районы Воронежской области.

В настоящее время в селе Старая Хворостань имеются средняя школа, клуб, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение.

Население: 1 845 (1859), 2 428 (1900), 1 781 (1926), 510 (2007), 601 (2011).

Уроженцем села Старая Хворостань являете я А.М. Путинцев.

***

СТАРАЯ ХВОРОСТАНЬ, село Лискинского района.

Место в устье речки Хворостани, где находится село, в начале XVII века называлось Избыльской поляной. Тогда здесь начиналось незаселённое владение - Форосанский ухожей. В 1615 году его арендовал воронежский полковой казак Максим Мошков. За ловлю рыбы, охоту и сбор мёда он платил в казну 12 рублей с четвертаком в год. В 1626 году указом царя Михаила Фёдоровича ухожей был передан Воронежскому Покровскому монастырю, который вскоре (видимо, в 1627 году) основал в устье речки Хворостани деревню, получившую название по поляне - Избыльская. Позднее она стала селом Старой Хворостанью. Деревня Избыльская простояла недолго. На неё напали татары и разорили. В «Писцовой книге» 1629 года в этом месте отмечается пустошь: «что была деревня Избыльская на реке на Дону ниж Борщева монастыря». Но деревню быстро восстановили. Она упоминается в документах 1653 года. Уже в XVIII веке деревня, а затем и село стали называться по реке Хворостани - Хворостанью или Форосанью. С 1770 года к названию прибавилось слово «Старая» в связи с тем, что выше, на той же речке, возник посёлок Новая Хворостань (ныне рабочий поселок Давыдовка).

Село Старая Хворостань (Избыльское) в течение почти полутора столетий было монастырским. В 1764 году по царскому указу его у монастыря отобрали и передали в ведение созданной тогда экономической коллегии. Крестьяне стали называться экономическими, а в XIX веке - государственными. В 1851 году в Старой Хворостани насчитывалось 172 двора. Здесь был пруд и водяная мельница. В летнее время около села через реку Дон действовало два парома.

Интересно происхождение названия реки Хворостани, давшей имя селу. Оно часто переосмысливалось, переходя из одного языка в другой. Сначала река, видимо, называлась иранским именем Хорасан. Тюркские народы, надолго обосновавшиеся в этой местности, переосмыслили непонятное слово, изменив его в Карасан (от карасу, что буквально означает - «чёрная река»). Под таким названием речка отмечается в документах XVI века. Но в дальнейшем у русских людей эта форма не привилась. Они восстановили прежнюю форму, несколько изменив её - Форосан. Позднее и эта форма была переосмыслена, став более понятной - Хворостань. Объяснять происхождение названия речки по имеющемуся в её долине хворосту нельзя, хотя и переосмысливание иноязычного названия приближало его именно к этому русскому слову. Наименование речки (Форосан в написании XVII века) очень похоже на название исторической области Ирана - Хорасан. А наименование Хорасан, в свою очередь, произошло от персидских слов «кур» - «солнце» и «асан» - «восход». (Между прочим, последнее из ассирийского «асу» с тем же значением - восход, от которого произошло название части света Азия.) Это слово могли принести на Дон еще в X веке персидские купцы и назвать свою стоянку. К сожалению, эта версия, кажущаяся очень убедительной и интересной, не имеет документальных подтверждений и не разделяется многими топонимистами, в том числе и В.А. Никоновым.