Выделяется своими крупными размерами в застройке холма и переулка. Интереснейший, но до сих пор мало изученный памятник гражданской архитектуры Воронежа.
В краеведческой литературе начиная с 1920-х годов утвердилось мнение о том, что здание является бывшим корпусом суконной мануфактуры. Однако изучение архивных документов позволяет сделать вывод, что в действительности это один из старейших жилых домов усадьбы Гардениных. Первоначальный объем здания построен в первой половине XVIII века. На плане города, составленном около 1750 года, он показан как жилой кирпичный дом купца Андрея Гарденина, сына Потапа Гарденина. В это время он представлял собой небольшое по протяженности Г-образное сооружение. Конфигурация плана дома не меняется на планах Воронежа 1760-1790-х годов.
В начале XIX века участком, обособившимся от обширной территории Гардениных, владеет семья дворянина Т.С. Бородина, а с 1837 года - купец, городской голова И.М.Нижегородцев. По данным 1840-х годов, И.М.Нижегородцев сдавал дом под воинский постой кантонистов. В этот период здание приобретает нынешние размеры и прямоугольную форму плана - удлиняется к югу и к северу, а его восточное крыло, обращенное в сторону церкви, разбирается. По описям 1838-1846 годов это двухэтажный кирпичный дом со сводами. Кроме него, на участке находились еще два каменных меньших дома (двухэтажный и одноэтажный с мезонином), а также надворные службы.
В 1858 году поступивший в казну дом был приспособлен под помещение арестантской полуроты, отсюда повелось популярное название здания «Полуротка». В конце XIX - начале XX века здесь размещалось арестантское исправительное отделение гражданского ведомства. Часть здания, примыкающую к переулку, занимала домовая церковь во имя св. Митрофана, освященная в 1897 году. После гражданской войны дом несколько лет пустовал, а затем в 1927 году был приспособлен под муниципальные квартиры.
Ныне это двухэтажное кирпичное здание, имеющее следы нескольких перестроек. Первый этаж - более высокий. В южной части дома сохранились конструкции XVIII века, в том числе стены и треугольный фронтон с барочными проемами на западном (ранее главном) фасаде. В целом в облике дома сочетаются элементы барокко и доминирующие черты классицизма. Основную композиционную нагрузку на восточном фасаде несут два боковых ризалита. Они завершены треугольными фронтонами с полуциркульными слуховыми окнами. Углы ризалитов обработаны широкими лопатками; такие же лопатки делят ризалиты пополам. Восточным ризалитам соответствуют треугольные фронтоны на западном фасаде. На правом из этих фронтонов - три слуховых проема. Среди окон дома на западном фасаде выделяются тройные проемы в традициях классицизма. С севера к основному объему дома примыкает небольшой пониженный объем. В настоящее время здание не используется.
В глубине двора расположены два одноэтажных кирпичных здания. Северо-восточный угол участка занимает хозяйственная постройка XVIII - XIX веков. Ближе к главному дому стоит мастерская арестантского отделения, построенная в начале XX века (ныне жилой дом). С севера, по бровке холма, участок ограничен кирпичной стеной-оградой; на кирпичах встречается характерное для XVIII века клеймо «Н».