Построено в 1932-1934 годах для Воронежского инженерно-строительного института по проекту архитектора Н.В. Троицкого в формах конструктивизма. Внимание к подготовке кадров архитекторов позволило широко развернуть строительство перед Великой Отечественной войной, а затем быстро восстановить разрушенный город. Строительный (с 1933 года инженерно-строительный) институт с отделениями дорожного и гражданского строительства был создан в 1930 году на базе индустриального техникума, имевшего строительное отделение со специальностями архитектурного и дорожного строительства. В 1931-1933 годах он располагался на улице Чайковского (№ 8). В 1941 году институт эвакуировали в Ташкент, где шла подготовка специалистов для авиационной промышленности. Во время Великой Отечественной войны здание института было разрушено. В 1952 году его восстановили по проекту Н.В. Троицкого - автора проекта первого здания института, который теперь придал ему формы классицизма
. В послевоенные годы институт получил название инженерно-строительного. Рядом с главным зданием построены новые корпуса.

В 1993 году институт переименован в Воронежскую архитектурно-строительную академию, а в 2000 году - в архитектурно-строительный университет. В его составе 10 факультетов и 38 кафедр. В вузе в разные годы работали известные воронежские архитекторы и инженеры: М.В. Георгиевский, Д. А. Дегтярев, Н.В. Александров, К.А. Жилинский, Б.Т. Ив, Г.Н. Сахаров, Н.В Казаков и другие. Долгое время здесь преподавали архитекторы Н.В. Троицкий, А.В. Миронов, В.И. Гайн, внесшие большой вклад в формирование облика Воронежа предвоенного и послевоенного времени.

Троицкий Николай Владимирович (1900 - 1984) - профессор, автор проектов зданий Воронежа. Среди них учебный корпус Воронежского инженерно-строительного института, Управление Юго-Восточной железной дороги, дом «Гармошка», центральное депо на 12 паровозов с мастерскими и другие. В 1930-1972 годах В.Н. Троицкий возглавлял кафедру архитектуры гражданской промышленности и сельскохозяйственных сооружений Воронежского инженерно-строительного института. В 1943-1951 годах. был главным архитектором Воронежа, руководил послевоенным восстановлением города. Участвовал в разработке Генерального плана Воронежа 1945-1950 годов и 1950-1955 годов.

Миронов Александр Васильевич (1902 - 1980) - профессор, автор проектов зданий Воронежа. В 1933 году разработал первый градостроительный проект города Воронежа, который был утвержден в качестве основы для генерального проекта «Большой Воронеж» (1939). В 1937 году занимал должность главного архитектора областного проектного треста. В 1946-1951 годах руководил архитектурной мастерской, выполнившей более 20 проектов по восстановлению разрушенных зданий и застройке новых районов. По проектам А.В. Миронова построено более 60 зданий, среди них лесотехнический институт, театр оперы и балета, крытый рынок, кинотеатр «Родина», Дом книги, Дом учителя, гостиница «Воронеж». В 1951 году А.В. Миронов работал на кафедре архитектуры Воронежского инженерно-строительного института. Проведенное им здесь исследование «Основные черты развития архитектурной структуры города Воронежа» легло в основу кандидатской диссертации (1963).

Гайн Вячеслав Иванович (1876 - 1943) - инженер и архитектор. В 1901 году окончил институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В 1924 году в «Воронежском историческом вестнике» опубликовал статью «О старинной архитектуре города Воронежа». С 1924 года был губернским архитектором. В 1930-е годы преподавал в строительном техникуме, а затем в Воронежском инженерно-строительном институте. По проектам В.И. Гайна построены Казанская церковь в селе Отрожка, техническое училище Шпольского, проведена первая реставрация дома губернатора И.А. Потапова («Воронежский дворец»).

Здание института - характерный образец монументальных построек советского классицизма, подражающих дворцам прошлого. Конструктивистская основа проглядывает лишь в пропорциях составляющих его объемов.

Большое трехэтажное кирпичное здание состоит из основного объема и боковых крыльев, образующих открытый в сторону улицы парадный двор. Еще одно крыло вытянуто от центра в глубину квартала. Средняя четырехэтажная часть здания и повышенные торцовые части боковых крыльев имеют выступы в сторону двора, которые декорированы мощными портиками с треугольными фронтонами и коринфскими капителями колонн (на боковых частях крыльев - пилястры). Портик более высокой средней части покоится на подиуме-цоколе, в котором устроен главный вход в здание. С двух сторон к этому портику ведут лестницы. Стены первого этажа здания расшиты под руст, окна - арочные. Во втором этаже некоторые окна (первоначально через одно) помещены в рамочный наличник с треугольным сандриком и лепными подвесками у кронштейнов.

Планировка здания коридорная, с двусторонним расположением комнат в основном объеме и заднем крыле и односторонним - в боковых крыльях. Занимающий выступ основного объема центральный вестибюль с трех сторон окружен антресолями подобно патио.