Он был рассчитан на панорамное обозрение со стороны въезда на территорию института, но после устройства дендропарка воспринимается только с ближних точек. Построен в 1913-1916 годах.

Большое трехэтажное здание вытянуто с запада на восток. Его план представляет собой усложненный многочисленными выступами прямоугольник с двумя внутренними дворами. Объемная композиция здания отличается монументальностью и красотой. Большую роль в ней играют: высокая водонапорная башня, расположенная в западном внутреннем дворе, и церковь в выступе восточного фасада. Здание рассчитано на круговой обзор, и все его фасады отличаются друг от друга. Главный южный фасад разделен более низкими, чем основной объем, переходами на три части. Под переходами-галереями находятся проезды во внутренние дворы. Средняя часть фланкирована ризалитами. Ее центр, соответствующий главному входу трапециевидный в плане повышенный объем, завершен высоким сложным фронтоном. Портал входа увенчан фигурой В.И. Ленина, сменившей скульптурное изображение Петра I. В композицию главного входа включены: лестница и плавно изогнутые пандусы по сторонам от нее. Оси боковых ризалитов подчеркнуты округлыми фронтонами. В боковых частях фасада одинаковы лишь торцы поперечных корпусов; церковь (с востока) и оранжерея (с запада) отличаются по высоте и протяженности. Противоположный северный фасад близок южному по композиции, но менее расчленен, вход расположен между ризалитами средней части, а по краям фасада находятся разные по длине выступы. Боковые фасады здания асимметричны. Восточный фасад усложнен трапециевидным в плане ризалитом и объемом церкви с двухсветной апсидой и куполом. Наиболее прост западный фасад. Его южный ризалит, где размещается теплица, имеет почти сплошное остекление (ранее теплица была двухэтажной).

Все фасады завершены мансардными крышами с изломом. Их объединяют также ленточный руст первого этажа и гладкие лопатки, равномерно членящие стены. Окна в основном прямоугольные, в верхнем этаже главного фасада - с лучковыми перемычками. Фронтоны прорезаны овальными люкарнами. Наиболее активно декорированы входные части. Над главным южным входом во фронтоне портала помещен лепной картуш, по сторонам огромного окна - ионические полуколонны; по сторонам венчающего фронтона - волюты с вазами, балюстрады, лепные вставки. На северном фасаде волютами украшен фронтон тамбура входа, а венчающий фронтон - трехчетвертными колонками с коринфскими капителями. Дворовые фасады не имеют декора. Увенчанная высоким граненым куполом водонапорная башня декорирована только в верхней, видимой снаружи, ярусной части (четверик и два восьмерика); нижний восьмерик завершен по сторонам света полукруглыми фронтонами, связанными балюстрадой.

Внутренняя планировка здания во всех этажах идентична и в боковых частях организована по принципу односторонней коридорной системы с коридорами (рекреациями), обращенными во двор, и аудиториями по периметру. В центральной части во двор обращены окна рядовых аудиторий. Над главным входом находится самая большая аудитория высотой в два этажа, с хорами и амфитеатром. Доминирующее положение здесь занимает бывший машинный (ныне актовый) зал, окруженный коридорами. Зал, поднимающийся на высоту трех этажей, имеет пологое светопрозрачное перекрытие. Коридоры отделяются от зала двухъярусными аркадами, в которых размещаются балконы. С севера, где был пандус для заезда в зал сельскохозяйственных машин, в 1950-е годы устроена небольшая эстрада. Декоративная обработка стен зала не претерпела особых изменений за исключением капителей пилонов, приобретших более пышный вид. Церковь превращена в кинозал, декоративное решение ее интерьера изменено. В связи с увеличением числа студентов в северном крыле устроен большой вестибюль. С 1979 года в здании существует музей института.