Воронежская упряжная порода лошадей выведена на основе местной битюгской породы.

В крестьянских хозяйствах по течению реки Битюг в Воронежской губернии в конце XVIII - начале XIX века разводилась крупная и массивная упряжная лошадь. До широкого развития железнодорожного транспорта лошадь, получившая название битюгской, была распространена по основным гужевым трактам Центральной России и оказывала положительное влияние на крестьянское коневодство.

Применялись битюги в экипажах пожарных команд и в почтовых запряжках, легко покрывая в день до 80 вёрст. Перевозка грузов массой до 50 пудов была для битюгов не тяжёлой работой. Лучшие результаты, показанные в испытаниях, составляли до 230 пудов груза. В образовании и совершенствовании битюгских лошадей были использованы орловские рысаки густого типа, а также лошади английской пород - шайры и клейдесдали. В последствие улучшающее значение имели жеребцы першеронской породы. Большую роль в формировании породы играли заливные луга и пастбища в пойме реки Битюг, где лошади получали лучшие условия кормления и хорошо развивались.

В 1937-1942 годах в Воронежской области действовал племенной рассадник упряжных битюгских лошадей. Обследование коневодства здесь выявило наличие большого ядра (более 1 000 взрослых кобыл) однотипных животных. Средние промеры кобыл при этом составили: 153 сантиметров высоты в холке и 20,3 сантиметра обхвата пясти. Жеребцы, отобранные для племенного использования, имели рост 160 сантиметров, обхват груди более 180 сантиметров и обхват пясти - 21 сантиметр. В 1939 году лучшие лошади породы были продемонстрированы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, где получили высокие оценки экспертов. С этого времени порода получила название Воронежская упряжная.

В лучшей части породы промеры кобыл уже составляли: высота в холке - 160 сантиметров, длинна туловища - 163 сантиметров, обхват груди - 190 сантиметров и обхват пясти - 21 сантиметр. Проведенные испытания работоспособности Воронежской упряжной породы лошадей показали следующие результаты: средняя грузоподъёмность - 4 100 килограммов, максимальная - 4 800 килограммов. Средняя скорость движения шагом с грузом - 5,8 километров в час, срочная доставка груза (700 килограммов) на дистанцию 9,6 километров была выполнена в среднем за 37,5 минут, лучший результат - 33 минуты. Вспашка тяжелого грунта парой лошадей была произведена за 4 часа - 0,7 гектаров.

С 1953 году в связи со снижением роли лошади как рабочего животного работа с рядом конских пород была прекращена. Это коснулось и Воронежской упряжной породы лошадей. К началу 1960-х годов практически не осталось племенных ферм по их разведению. Ценная отечественная рабочая порода упряжных лошадей прекратила своё существование. Это положение негативно отражается на работе современных фермерских хозяйств, где лошадь может играть значительную роль.

На фото: Жеребец Тигарей. Окрас рыжий. Год рождения 1947, от Орла и Каштанки.

Промеры: высота в холке - 168 сантиметров, косая длина туловища - 177 сантиметров, обхват груди - 210 сантиметров, обхват пясти - 23 сантиметра.

На испытаниях рысью (дистанция 2000 метров) 800 килограмм груза доставил за 05 минут 09 секунд. Принадлежал колхозу имени Ворошилова (Щучинский район Воронежской области).

Присуждён аттестат I-й степени (Москва, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, 1954 год).