Машиностроение в Воронежской области
В состав машиностроения входят отрасли, сходные по используемому сырью и технологии производства. В конце 1980-х годов на предприятиях машиностроения было занято более половины промышленно-производственного персонала области. Они давали 2/5 всей промышленной продукции. Машиностроение отличалось очень высокими темпами развития (более 6% в год), новой техникой и современными технологиями, самыми квалифицированными кадрами. Последнее предопределило размещение предприятий этой отрасли в основном в областном центре. Помимо Воронежа часть предприятий расположена в городах Борисоглебск, Лиски, Острогожск, Россошь, Новохоперск, Эртиль, Павловск, Новохоперск, п.г.т. Грибановский. В 1990-е годы подавляющее большинство предприятий машиностроения переживает острый кризис. Более чем в два раза сократился выпуск продукции машиностроения, упала его доля в общем объеме промышленной продукции. В эти же годы практически не обновлялся парк машин и оборудования на предприятиях. В результате большинство имеющихся основных фондов морально и физически устарело.
В городе Воронеже, имеющем высокую долю новых и новейших отраслей машиностроения, многие предприятия представляли собой научно-производственные объединения, включающие основное и опытное производство, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, центры подготовки и переподготовки кадров. Например, в состав НПО «Электроника» входили научно-исследовательский институт полупроводникового машиностроения, заводы по производству бортовых электронно-вычислительных машин, микросхем, полупроводниковых приборов, видеомагнитофонов и другой техники. Если основные производства, хотя и значительно сократили объемы выпускаемой продукции, но продолжают функционировать, то многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро фактически прекратили свое существование, так как их новые разработки остаются невостребованными.
Еще недавно в машиностроении ведущая роль принадлежала электронной промышленности, приборостроению и электротехнике. Однако из-за отсутствия оборонных заказов, высокой себестоимости, разрыва связей по кооперации, а также незащищенности отечественного рынка и неконкурентоспособности бытовой техники большинство этих предприятий вступило в полосу резкого спада и даже остановки производства.
Начало XXI века ознаменовалось некоторыми положительными сдвигами в этой отрасли. Впервые за последние годы наблюдается здесь рост производства. В значительной степени он обеспечивается деятельностью ряда крупных предприятий: ООО «БОРхииммаш», ОАО «Рудгормаш», ЗАО «Тяжмех-пресс», ВВРЗ им. Тельмана, ВТРЗ им. Дзержинского, ООО «Воронежсельмаш», ОАО «Лискимонтажконсктрукция». ОАО «ВАСО», ОАО «Элекросигнал», ЗАО «ВПП-М», 000 «Видеофон».
В 1980-е годы одним из флагманов электронной промышленности был воронежский завод по производству кинескопов, выпуск которых в 90-е годы был прекращен. Попытки реанимировать производство совместно с Белоруссией не увенчались успехом. На базе предприятия возник воронежский стеклотарный завод (ООО «РАСКО»), производящий более 100 млн. бутылок в год, прежде всего для пивоваренной промышленности.
Воронежский завод «Электросигнал», построенный в 1930-е годы, был ведущим предприятием страны по выпуску телевизоров. В настоящее время производит радиостанции для ВПК.
Научно-производственное объединение «Электроника», когда-то ведущее предприятие электронной промышленности не только России, но и СССР, сократило производство продукции в сотни раз. В настоящее время производит микросхемы и транзисторы, в том числе по ресурсосберегающей технологии. В состав этого предприятия входил завод по производству видеомагнитофонов и электронной техники для ВПК, который в настоящее время перешел на выпуск цветных телевизоров «Рубин» и «Rolsen». Производство телевизоров с более популярными брендами (LG, Akai и «Сокол») теперь осуществляется в свободной экономической зоне Калининградской области.
Научно-производственный концерн «Энергия», несмотря на значительное сокращение объемов производства, активный участник федеральных космических программ, в том числе и поставщик оборудования для международной космической станции «Альфа». Здесь также налажено производство электродвигателей малой мощности, электронасосов, а также товаров народного потребления - электрокофемолок, электрофенов, электромиксеров. Совместно с Подольским заводом производятся швейные машины.
Акционерное общество «Электроприбор» от выпуска сугубо военной продукции переходит к производству бытовых газовых счетчиков и электронных весов.
Воронежское объединение «Полюс», производящее ранее один из самых надежных радиоприемников, не уступающих лучшим мировым аналогам - «Альпинист», вошедшее в состав концерна «Созвездие» прекратило выпуск большинства изделий. Его географический сосед - Воронежский завод радиодеталей возобновил свою деятельность и производит продукцию для российского ВПК.
Основные перспективы развития российской электронной и радиотехнической промышленности связаны с развитием концерна «Созвездие», головным предприятием которого стал воронежский Научно-исследовательский институт связи, создавший уникальные комплексны средств связи, превосходящие мировые аналоги. В его состав помимо названного «Полюса» вошли ВГУП НИИ «Вега» и ОАО «Электросигнал».
В сложной ситуации находятся производители кабельной продукции ЗАО «Воронежтелекабель» и ЗАО «ОФСсвязь-строй-1 ВОКК», которые не имеют надежных рынков сбыта.
Основные перспективы развития предприятий, осуществляющих производство электронного, электро- и оптического оборудования связаны с развитием концерна «Созвездие» -активного участника «Государственной программы вооружений » до 2010 года. Его изделия установлены даже на российских космодромах.
Воронежская область - крупный производитель металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования. Старейшим предприятием является завод им. Калинина (АО «Воронежпресс»), созданный еще до войны и выпускающий кузнечно-прессовое оборудование средней мощности. Продукция этого предприятия в настоящее время не находит сбыта.
Воронежский завод по выпуску тяжелых механических прессов (АОЗТ «Тяжпресс»), возникший в 1960-е годы, выпускает уникальное кузнечно-прессовое оборудование. В отличие от большинства воронежских предприятий он относительно стабильно работал до 1996 года. Более 90% продукции предприятие поставляло на экспорт - в Китай, Японию, Италию, Индию, Испанию, Мексику. Заводы по производству прессовых узлов расположены также в городах Новохоперск и Россошь.
Воронежский станкостроительный завод, работающий с 1960 года, в результате общего кризиса машиностроения в стране вынужден был резко сократить производство своей уникальной высокоточной продукции.
Ведущим предприятием области является Воронежский механический завод. В условиях отсутствия финансирования конверсионной программы этот завод успешно переходит на производство продукции не военного, а гражданского назначения. Около половины общего объема производимой продукции составляет нефтегазовое оборудование и товары народного потребления. Завод выпускает двигатели для легких и спортивных самолетов, бытовые газовые плиты, разнообразное медицинское оборудование (барокамеры, аппараты искусственной вентиляции легких).
К металлоемкому машиностроению в Воронежской области относятся предприятия по выпуску горно-обогатительного оборудования (ОАО «Рудгормаш»), мостовых конструкций и экскаваторов. Главным потребителем продукции завода горно-обогатительного оборудования стал район КМА, для предприятий железорудной промышленности которого из Воронежа поставляется обогатительное и дробильно-размолочное оборудование. На базе этого предприятия предполагается создание совместного объединения с вьетнамской государственной корпорацией по производству горно-бурогового оборудования.
Мостовые конструкции ОАО «Воронежстальмост» известны далеко за пределами нашей области, главные мостовые переходы БАМа построены из воронежских конструкций. Это же можно сказать и о восстановлении мостовых переходов в Ливане.
Воронежский экскаваторный завод им. Коминтерна (ОАО «Тяжэкс») - одно из старейших предприятий, которое возникло на базе завода, эвакуированного из г. Риги во время первой мировой войны.
Специализация завода несколько раз менялась. До войны он производил оборудование для пищевой промышленности, во время войны - знаменитые «Катюши», после войны - экскаваторы и подъемные краны. В последнее время завод производит мощные гидравлические экскаваторы, но если в 1990 году их производилось более 1000 штук, то в 2004 году - менее 100, а в 2007 году выпущено только 40 машин под эгидой Кировского завода (г. Санкт-Петербург). В начале 2005 года на производственных площадях этого предприятия создано ООО «Воронежский сталелитейный завод», который производит литейную продукцию для нефтяной и газовой промышленности.
К действующим предприятиям металлоемкого машиностроения относится ОАО «Борисоглебский котельно-механический завод» (БКМЗ), выпускающий отопительное оборудование и санитарно-технические изделия.
В Воронежской области традиционно развито сельскохозяйственное машиностроение. Ведущим предприятием этой отрасли является ОАО «Воронежзерномаш», пережившее в 1990-е годы трудные времена. В настоящее время предприятие находит сбыт своей продукции, стало производить ряд новых изделий - зернопогрузчики, сеялки. Запчасти для сельскохозяйственных машин изготавливает целый ряд предприятий области. В областном центре одним их малых предприятий налажено производство уникальных сеялок по итальянской технологии.
Воронежское ОАО «Упмаш» специализируется на производстве расфасовочно-упаковочных машин для предприятий пищевой промышленности, торговых предприятий и баз.
Транспортное машиностроение области представлено целым рядом предприятий. Воронежское авиационное строительное объединение (ВАСО) известно своей продукцией в стране и за рубежом. Во время войны на заводе выпускали «летающий танк» - штурмовик ИЛ-2, здесь был построен опередивший время - первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144, а также аэробус ИЛ-86.
В настоящее время реализуется долгосрочная программа развития предприятия. Объединение производит аэробусы ИЛ-96-300 для Кубы, Китая, а также для российских компаний. На предприятии собраны два самолета для Президента России. Разработана машина нового типа ИЛ-96-400, помимо этого предприятие наладило выпуск российско-украинского регионального самолета АН-148, который является конкурентоспособным и не имеющим аналогов в мире. Возможно участие ВАСО в выпуске легкого военно-транспортного самолета ИЛ-112 и военно-транспортного самолета ИЛ-7-МФ.
Новый этап в своем развитии переживают тепловозоремонтный завод имени Дзержинского и завод имени Тельмана, ранее специализировавшиеся соответственно на ремонте тепловозов и рефрижераторных вагонов. В связи с тем, что после распада СССР основные заводы по производству локомотивов и вагонов оказались за пределами России, эти два завода практически заново начали производство локомотивов и пассажирских вагонов для российских железных дорог.
На ВТРЗ имени Дзержинского началось строительство нового вида локомотива - газотурбовоза. Завод имени Тельмана производит вагоны, не уступающие лучшим мировым образцам по комфортабельности и внешнему виду.
Народное предприятие - Воронежский трамвайно-троллейбусный завод прекратило свое существование.
В г. Павловске расположен небольшой судостроительный завод.
Энергетическое машиностроение представлено заводом «Энергомаш» в городе Воронеже и «Атомэнергозапчасть» в городе Нововоронеже.
Металлические изделия и конструкции производят воронежский завод «Метиз». Оборудование для химической промышленности изготавливает Борисоглебский завод «Химмаш». В поселке городского типа Грибановский и городе Эртиле расположены механические заводы, специализирующиеся на производстве технологического оборудования.
Воронежский завод «Водмашоборудование» выпускает комплексное оборудование для очистки воды и водозаборных сетей.