История герба города Воронежа начинается с Петровских времён, «вензеловая» печать царя была на письме, отправленном Петром I из Воронежа 16.04.1701 года и на многих более поздних письмах. Возможно, что в некоторых случаях это та же самая печать, оттиски которой зафиксированы на письмах Петра I с апреля 1705 года по 31.04.1713 года.

В восьмиугольник печати вкомпонован овальный щиток под царской короной. На щитке зеркальный вензель «РА». Перстень с вензелем Петра I хранился в «Галерее Петра I». Обратимся теперь к изображению на другой стороне печати 1708 года - к кораблю. Это один из излюбленных символов в эмблематике Петровского времени. Следует, вероятно, говорить о полисемантизме этой эмблемы на печати. Например, в «Символах и емблематах» изображению корабля сопутствуют девизы: «При конце увидишь токмо самое дело, или конец венчает дело» (№ 103), «Со счастием» (№ 170), «Имеет попечение о обоих» (№ 238), «От всякой непогоды наука бережет» (№ 408), «Всегда счастием» (№ 457), «Все мне служат» (№ 517). Нельзя забывать и о значении эмблемы в христианской символике: корабль олицетворял церковь, в которой (с которой) верующие плывут через море жизни. Корабль на печати, как и вообще в эмблематике Петровского времени, несомненно, символизировал и созданный флот - любимое детище Петра I. Культура монограммы (третья сторона печати 1708 года) также ведёт своё происхождение от западноевропейских эмблематических сборников. Именно зеркально-симметричные инициалы или инициалы и титул подобными сборниками и рекомендовались.

[lightbox src="/images/symbols/sa-01-1.jpg" width="250" height="250" lightbox="off" style="border" title="Воронежская эмблематика XVII века" align="left"] В 1698 году воронежскому воеводе стольнику Дмитрию Васильевичу Полонскому из Москвы прислана печать и грамота о том, чтобы он хранил эту печать у себя и почтовые письма отпускал с Адмиралтейского двора. Печать-штамп изготовлена с эмблемой, которую по праву того времени можно считать гербом региона. «В центре большой галеас с тремя мачтами, парусами и флагами с надписью по кругу: «Почта с Воронежа с адмиралтейского двора к Москве в Володимирской Судный Приказ». Автором данной композиции, в результате анализа ранних работ, может быть призван лишь голландский гравёр Андриан Шхонебек, приехавший в Россию в 1698 году, позже, в 1700 году он создал знаменитую гравюру «Молящийся святой апостол Пётр». В 1694-1699 годах построены и подготовлены к плаванию 4 200 кораблей и судов Азовского флота. С 1700 года учреждается «Приказ адмиралтейских дел», который являлся центральным государственным органом по руководству строительством, снабжением и обеспечением флота.