Лиски, город, центр Лискинского района.

В 1965-1991 назывался Георгиу-Деж, прежнее название возвращено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 25.01.1991 года. Расположен на левом берегу реки Дон. Основан как село Новопокровское в середине XVIII века на месте прежнего откупного ухожья Богатый Затон.

В 1870 году при строительстве железной дороги Воронеж - Ростов у села Новопокровское учреждена железнодорожная станция Лиски, названная по селу, расположенному на правом берегу реки Дон. Интенсивное развитие станции началось с 1895 года, когда завершилось строительство железнодорожной линии Харьков - Балашов и Лиски стали узловой станцией.
В 1910 году в Лисках открылась земская больница. В годы Гражданской войны (осенью 1918 года и осенью 1919 года) под Лисками шли ожесточенные бои войск Красной Армии с белогвардейцами, станция не раз переходила из рук в руки. Окончательно была занята Красной Армией 30.10.1919 года. По инициативе командующего группой войск Г.К. Петрова в 1918 году поселок при станции Лиски переименован в городок Свободы. В ноябре 1918 года в Лисках находился штаб группы войск 8-й армии во главе с И.Э. Якиром (улица Красных зорь, 4), в ноябре 1918 года - январе 1919 года - штаб Богучарского полка под командованием В.А. Малаховского (улица Красных зорь, 8).

В 1928 году село Новопокровское и поселок при станции Лиски были объединены в районный поселок Свобода. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20.04.1937 года районный поселок преобразован в город.

В 1942-1943 годах Лиски находились на линии фронта. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 02.02.1943 года город Свобода переименован в Лиски. В 1958 году в состав Лисок включено пригородное село Песковатка.

В 1963 году был построен крупный морской танкер «Лиски».

Население: 34 700 (1959), 54 400 (1989), 53 680 (2006), 55 149 (2014).

В 1958 году создано Лискинское отделение Юго-Восточной железной дороги. Сохранился комплекс построек железнодорожных станций. Имеются предприятия железнодорожного транспорта, маслоэкстракционный завод (основан в 1944 году), мясокомбинат (1911), сахарный завод (1968), действует речной порт (с 1927), железнодорожный техникум (1958).

Уроженцами Лисок являются П.А. Алексеев, Н.В. Белоконев, В.Я. Дмитриев, В.П. Косяков, П.Д. Мостепанов, И.Р. Пресняков, Е.Н. Сизоненко, А.М. Сысоев, Г.М. Шумский, Г.Я. Юрин.

***

ГЕОРГИУ-ДЕЖ (ныне Лиски - примечание авторов сайта), город на левом берегу Дона, около одноименной узловой станции на железнодорожных линиях Москва-Ростов и Харьков-Балашов, центр Лискинского района.

В 1870 году строилась новая железная дорога, идущая из Москвы в Ростов. Недалеко от реки Дона, на ровной площадке, 27 декабря 1870 года (08 января 1871 года по новому стилю) был открыт небольшой полустанок. Он получил название Лиски - по старинному селу Лиски, находящемуся на другой стороне Дона. Около полустанка начал расти посёлок, который позднее стал городом Георгиу-Дежем. Но в первые два десятилетия посёлок был очень маленьким. В 1887 году здесь стояло всего 9 зданий. Рост посёлка начался с 1895 года, когда начала действовать железная дорога Харьков - Балашов, и станция стала узловой.

В 1937 году посёлок Лиски преобразован в город. В 1930-е годы он некоторое время носил название Свобода.

В 1965 году городу Лиски присвоено имя выдающегося деятеля международного коммунистического движения, первого секретаря Румынской рабочей партии Георге Георгиу-Деж (1900-1965).

В годы Советской власти в черту города включены как - фактически слившиеся два старинных села - Новая Покровка и Песковатка, возникшие ещё в середине XVIII века.

Уроженцами города являются Герои Советского Союза Виктор Иванович Великий (по другим данным город Усмань Липецкой области) и Митрофан Андреевич Машин.

Численность населения города теперь составляет 49 000 человек (данные 1973 года - примечание авторов сайта). Здесь имеются предприятия железнодорожного транспорта, завод монтажных заготовок, производящий авткраны, домкраты и другие изделия. Действуют предприятия пищевой промышленности: маслоэкстракционный, молочный и сахарный заводы, мясокомбинат и пищекомбинат. Ведётся производство стройматериалов. Пристань на Дону в 1968 году преобразована в речной порт.

Город имеет больше десятка общеобразовательных школ, школу-интернат, железнодорожный техникум, техническое училище. Здесь выходит районная газета «Ленинское знамя».