Монастырщенка и новостройки 1930-х годов
Пригородная слобода Монастырщенка возникла в начале XVII века, когда на левом берегу реки Воронеж, на очищенной от леса территории, обосновались переселенцы, основавшие деревню Клементьевка, названную так по имени одного из жителей. Вскоре эта деревня вместе с землей стала принадлежать Успенскому монастырю, что отразилось на изменении ее названия. В 1700 году она перешла во владение Алексеевского Акатова монастыря. В 1764 году по указу Екатерины II церковные вотчины были переданы из духовного ведомства в общий состав государственных земель; монастыри лишались земель и крепостных крестьян. Крестьяне Монастырщенки стали государственными. Население начало расти, в том числе и за счет переселенцев. Об этом говорит название южной части слободы - Боровская, где поселились потомки удельных крестьян из Боровского уезда Калужской губернии.
В XIX - начале XX века Монастырщенка считалась пригородной слободой, входящей в состав Придаченской волости. Жители разводили скот, поставляли в город мясо и молоко, занимались огородничеством. В середине XIX века здесь было чуть менее 200 дворов, в которых проживало около 1 300 человек; в 1905 году насчитывалось 282 двора и 1 437 жителей. С 1889 года в слободе существовало народное училище.
Располагаясь на кромке поймы низкого берега реки Воронеж, на равнинной местности, поселение развивалось вдоль берега в северном и южном направлениях. Вплоть до второй трети XX века строительство в восточном направлении было ограничено дорогой в Острогожск, проходящей вдоль побережья и соединявшей Монастырщенку с Придачей, Песчанкой и другими поселениями левого берега. В 1848 году среди деревянной одноэтажной застройки слободы, имевшей к тому времени ярко выраженную линейную планировочную структуру, возникло крупное каменное сооружение - церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (Ленинский проспект, 39-а). Она находилась в центре поселения между проходящей параллельно берегу главной улицей слободы (улица Щорса) и дорогой в Острогожск. Церковь была расположена напротив одноименной старинной церкви Воронежа, стоящей на правом берегу. Со стороны Острогожской дороги на церковном участке размещалось приходское кладбище. Доминируя в одноэтажной застройке слободы, церковь стала ее архитектурно-планировочным центром.
В 1930 году, когда слобода Монастырщенка вместе с деревнями Песчанка и Алексеевка вошла в состав города, на ее основе началось формирование нового Левобережного района Воронежа, застроенного в 1930-1950-е годы. В 1934 году на месте старой, существовавшей с середины XIX века переправы, которую обслуживали жители Монастырщенских выселок (Ивановских, или Купеческих, двориков) были построены дамба, названная Вогрэсовской, и большой железобетонный мост (Вогрэсовский), соединившие правый берег (улица 20 лет Октября) с левым.
Равнинное плато, отсутствие оползневых, карстовых и других неблагоприятных гидрологических условий обеспечили возможность возведения в новом районе таких крупных капитальных построек, как ВОГРЭС - Воронежская государственная районная электростанция (улица Лебедева), завод синтетического каучука (улица Лебедева) - первенец отечественного производства в этой области; авиационный завод (улица Циолковского). В 1936 году был проложен Ленинский проспект, который, начинаясь у Вогрэсовского моста, проходил по юго-восточной части Монастырщенки, называемой до того времени «Красной слободкой», и соединял южную промышленную часть левобережья с Придачей. К 1939 году сложилась прямоугольная сетка улиц левобережья, застроенных четырех-пятиэтажными многоквартирными домами (улица Героев Стратосферы, начало Ленинского проспекта, улица Циолковского). Вместе с промышленными предприятиями возникли большие жилые массивы. В районе улицы Ленинградской, улицы Полины Осипенко и улицы Циолковского вырос жилой комплекс для самолетострои
телей, включавший помимо жилых домов, клуб, телефонную станцию, детский сад, общежитие, баню, прачечную, поликлинику, стадион и парк. Среди построек 1930-х годов много зданий, в архитектуре которых проявилось влияние конструктивизма.
После освобождения Воронежа в 1943 году начался новый этап развития города, в соответствии с которым промышленные и жилые комплексы левого берега получали дальнейшее расширение. В южной части района вдоль улицы Менделеева и улицы Ростовской возводятся кварталы многоквартирных домов для рабочих и служащих заводов имени С.М. Кирова, шинного и других, а также новый клуб и прилегающий к нему большой парк. В результате продвижения застройки на юг и восток сомкнулись разрозненные в прошлом поселки Песчанка, Грабари, Красный Октябрь, Алексеевка. Всего за 25 лет в левобережье возникло 110 новых улиц и переулков.
К настоящему времени довоенная и послевоенная застройка нового района в основном сохранилась, старая слободская застройка практически утрачена, за исключением нескольких одноэтажных домов.
Ленинский проспект, дом 39-А
Церковь Успения Богородицы расположена на территории бывшей слободы Монастырщенка.
Улица Лебедева, ВОГРЭС
Комплекс зданий расположен на берегу реки Воронеж, у Вогрэсовского моста, к югу от бывшей слободы Монастырщенка, севернее Песчанки и Алексеевки.
Улица Лебедева, завод СК-2
Завод синтетического каучука имени С.М. Кирова (СК-2) расположен вблизи ВОГРЭС, на противоположной стороне улицы.
Улица Полины Осипенко, дом 27
Здание расположено к востоку от территории бывшей слободы Монастырщенка на озелененном участке рядом со входом на авиационный завод, к улице обращено торцовым южным фасадом.
Улица Циолковского, Авиационный завод
Расположен к востоку от территории бывшей слободы Монастырщенка, вблизи железнодорожной станции Придача. Занимает территорию между улицами Циалковского и Полины Осипенко.
Улица Циолковского, дом 13, 15, 17
Жилые дома расположены в начале улицы, перпендикулярно линии ее застройки.