Ямская слобода и Задонское шоссе
Ямская слобода в Воронеже появилась в конце XVI века, с начала организации в Воронежском крае «ямщины» - почтовой службы, которая включала слободу ямщиков и ямскую дорогу с промежуточными селениями - ямами (станами) на ней. Сословие ямщиков находилось на государственной службе, получало жалование и имело привилегии: освобождение от подушной подати и рекрутства, выделение участка леса для хозяйственных нужд, земли для вспашки и выгонов для пастбища. В ямщики брали зажиточных крестьян, способных держать не менее тройки лошадей за свой счет.
С 1624 года слобода находилась западнее крепости среди слобод служилых людей. По данным на 1650 год, слобода располагалась в районе Воскресенской церкви, от которой шла дорога на Москву (улица Карла Маркса). При Петре I дорога была исправлена, на ней установили верстовые столбы.
В соответствии с регулярным планом города 1774 года Ямская слобода была размещена за новым городским валом, вдоль современной улицы Плехановской, от улицы Кольцовской до Заставы. Тридцать два дома располагались с обеих сторон дороги, являвшейся слободской улицей. В начале ее, у вала (улица Кольцовская), располагались кузницы (их было около 20), в конце находилась главная городская застава с тумбами и шлагбаумом (площадь Застава). За заставой главная дорога разветвлялась, устремляясь на север, - к Задонску (далее в Тулу и Москву) и на запад - к Землянску. К югу от слободы отводилось место для беднейших жителей города, которые не могли отстраиваться по заданному городскому стандарту.
На протяжении нескольких десятилетий Ямская слобода была окружена свободными загородными территориями. Севернее слободы размещалось лишь городское кладбище. Несмотря на то что на кладбище в первой трети XIX века были построены две церкви, приходской для слободы оставалась городская Воскресенская церковь (улица Орджоникидзе, 19-а).
К середине XIX века в слободе были две улицы, параллельные Пограничной (современные Войкова и III Интернационала) и три улицы, параллельные Ново-Московской. На выгонах южнее слободы (за современной улицей 9 Января) располагались ветряные мельницы. В 1858 году на свободной территории, севернее заставы, был выстроен тюремный замок, заменивший тюрьму на Острожном бугре.
В конце 1860-х годах освоение окружающих Ямскую слободу территорий было связано со строительством станции Козлово-Воронежской железной дороги (станция Воронеж-I). Появление более скоростного транспорта понизило значение Ямской слободы.
В 1869 году ямщики были уравнены окончательно в правах с прочими крестьянами (частичные привилегии действовали до 1857 года). В конце XIX века конная почтовая связь продолжала существовать наряду с железнодорожной и телеграфной связью в измененном виде (с 1885 года были учреждены «вольные почты с неограниченным количеством лошадей на каждой станции», дорога с середины столетия была «шоссирована»). В связи с уменьшением потребности в ямщиках в слободе появились промыслы: вязание шерстяных чулок (здесь было два чесальных стана) и обработка металла. В кузницах Ямской слободы (их насчитывалось 30) не только подковывали лошадей, но и изготавливали бытовые и сельскохозяйственные орудия и несложные механизмы. Работа признавалась достаточно качественной, и часть продукции приобреталась купцами Самофаловым и Веретенниковым для продажи в магазинах. Из ремесленников набирались рабочие железнодорожных мастерских при станции Воронеж.
К концу XIX века севернее Ямской слободы значительно расширился кладбищенский комплекс: рядом с Чугуновским (Вознесенским) кладбищем появились Немецкое, Больничное и Военное. Между кладбищами и станцией Воронеж-I сформировалась складская зона, которая соединялась с железной дорогой отдельной веткой. Вблизи станции Воронеж-I возникло мельничное производство (вдоль переулка Мельничного). После продления железной дороги до Курска к западу от Ямской слободы образовалась обширная товарная станция Воронеж-II (Курский) с поселком для железнодорожников.
Функционирование двух крупных железнодорожных узлов привело к увеличению населения и расширению Ямской слободы: на рубеже столетий ее население составляло 3 283 человека, проживавших в 472 дворах.
В начале XX века основу регулярной планировки Ямской слободы составляли три протяженные улицы (современные Войкова, III Интернационала и Донбасская) и восемь поперечных. Из коротких поперечных улиц, параллельных Ново-Московской (современной Плехановской), со стороны Чугуновского кладбища находились Средне-Московская и Миллионная улицы, а с другой стороны - пять номерных Беговых улиц. Среди формировавшихся у линии железной дороги кварталов сохранялась площадь Заставы и так называемый заставный дом со столбами по обеим сторонам улицы. От станции на Ново-Московской улице через переезд по Задонскому шоссе два раза в сутки ходил дилижанс до Задонска. В этот период Ямской слободой именовалась обширная территория между Пограничной (улица Революции 1905 года) улицей, двумя железнодорожными станциями и Большой Девицкой (улица 9 Января) улицей. За слободой числились также комплекс скотобойни на улице Пирогова (сохранился дом № 52) и больница с родильным приютом. Застройка разросшейся слободы почти слилась с городом. Ее жители по занятиям мало отличались от городских. Промыслы, кроме распространенного среди крестьян выращивания ягод, уже не упоминаются в хрониках. Застройка была преимущественно деревянной, но состоятельные владельцы имели кирпичные дома. На улице Ново-Московской находилось Ямское сельское правление. В слободе имелись земская школа и библиотека. В 1910 году у нового привокзального поселка (станция Воронеж-II, Курский), в сторону которого развивалась слободская застройка, построили земскую школу (улица 40 лет Октября, 33; улица Донбасская, 15).
Импульс дальнейшему освоению территории был дан милитаризацией промышленности города в начале империалистической войны. К югу от станции Воронеж-II у дороги на Девицу был основан кабельный завод А.Н. Петичева (улица 9 Января, 68). К западу от станции Воронеж-II рядом с Задонским шоссе построен переведенный из Риги машиностроительный, литейный и котельный завод «Рихард Поле» - самое крупное в Воронеже предприятие этого периода. В годы гражданской войны его сооружения наряду с железнодорожным узлом оказались в зоне активных военных действий.
В 1924 году Ямская слобода была присоединена к городу. В 1930-х годы осуществлялась программа промышленного развития правобережной части Воронежа, закрепившая заложенное в дореволюционные годы направление роста городской территории на север: рядом с заводом им. Коминтерна (бывший «Рихард Поле») возник завод «Красный сигналист», производивший оборудование для эксплуатации железных дорог. Он был вскоре преобразован в радиозавод «Электросигнал», который выпускал получившие широкое распространение детекторные приемники. Подобных предприятий в стране было тогда только два - в Москве и Ленинграде. К востоку от Задонского шоссе был построен ацителеново-кислородный завод, который выпускал продукцию для сварочных работ и газовой резки металла. В 1938 году на пересечении улицы Плехановской с железнодорожной линией соорудили виадук. Рядом с ним, к югу, разместилась поликлиника. На реконструированном и расширенном заводе имени Коминтерна, обладавшим высококвалифицированными кадрами специалистов, в начале 1941 года перед
Великой Отечественной войной была начата разработка конструкции ракетной установки «Катюша».
В начале войны, до эвакуации, все промышленные предприятия этого района города перестроились на выпуск военной продукции. С июля 1942 года в районе ипподрома и аэродрома, на улице Плехановской и у железной дороги велись бои. Сильно разрушенные предприятия начали восстанавливать в 1943 году.
Ныне основная часть бывшей Ямской слободы входит в состав Центрального и Ленинского районов города, а территория вдоль бывшего Задонского шоссе (Московского проспекта) относится к Коминтерновскому району. Территория Ямской слободы в результате реконструкции 1980-х годов в значительной мере утратила первоначальную планировочную структуру и масштаб застройки XIX - начала XX века. Сохранилось направление улиц, а также место бывшей заставы - площадь Застава. Завершается снос старых зданий слободы. Среди фрагментов сохранившейся жилой застройки художественный интерес представляет дом № 39 по улице Войкова, построенный в 1928 году в стиле модерн одним из служащих железной дороги.
В застройке вдоль Московского проспекта сохранился комплекс завода начала XX века. Массовая застройка 1960-1990-х годов закрепляет важнейшее направление роста города вдоль бывшего Задонского шоссе.
Московский проспект, дом 11
Заводской комплекс расположен в промышленной зоне, на западной стороне Московского проспекта.
Переулок Мельничный, дом 24, 24-А
Здание расположено недалеко от станции Воронеж-1, в пристанционной зоне.
Улица 40 лет Октября, дом 33
Здание расположено вдоль линии застройки улицы 40 лет Октября.
Улица 9 Января, дом 68
Здание расположено в глубине участка, главным фасадом обращено к улице.
Улица Беговая, дом 65
Дом, в котором жил поэт А.Т. Прасолов, расположен внутри квартальной застройки, параллельно Беговой улице.
Улица Войкова, дом 39
Жилой дом расположен на линии застройки улицы, фрагмент которой остался от Ямской слободы.
Улица Плехановская, дом 66
Здание расположено на площади Застава, организует северную сторону площади у эстакады.