Аношкино, село Лискинского района.

Село Аношкино расположено на левом берегу реки Дон, у озера Подпольное, в 40 километрах от города Лиски. Основано в 1659 году сыном боярским из Коротояка Ануфрием (Аношкой) Голобоковым. В 1673 году было полностью разорено кочевниками. В конце XVII века возродилось под прежним названием. Входило в состав Коротоякского и Острогожского (1923-1928) уезда.

В 1789 году в Аношкино построена Вознесенская церковь.

В 1900 году в Аношкино имелись 9 общественных зданий, церковно-приходская школа, 2 крупорушки, 15 ветряных мельниц, трактир, 6 лавок.

С июля 1942 года по январь 1943 года село Аношкино входило в прифронтовую зону, и было местом жестоких сражений за Сторожевской плацдарм; жители были эвакуированы в восточные районы Воронежской области.

В настоящее время в селе Аношкино имеются средняя школа, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, почтовое отделение.

Население: 2 473 (1859), 2 806 (1900), 2 822 (1926), 645 (2007), 623 (2011).

Уроженцем села Аношкино является прозаик И.В. Уразов.

***

АНОШКИНО, село Лискинского района, тянется узкой полосой по левому берегу реки Дон на 4 километра. Местный литератор И. Мокроусов так тепло говорит о нём:

На берегу красавца Дона,
Где воздух ландышем налит,
Где ручейки бегут со звоном,
Село Аношкино стоит.

Есть предание о происхождении названия села, связанное с Петром I и ещё в XIX веке попавшее в краеведческую литературу. Предание говорит о том, что Пётр во время следования по реке Дон сошёл на берег и встретил здесь небольшой посёлок. Царю надо было кое-что расспросить о здешних местах. Объяснить ему взялся житель поселка, старый солдат Онуфрий, которого в простонародье звали Аношкой. Старик солдат понравился царю за умное и толковое объяснение, и Пётр I якобы приказал: именовать впредь поселок Аношкиным в честь солдата.

Легенда, пожалуй, донесла только одну правильную деталь: село действительно получило название по имени служилого человека, которого могли считать солдатом. Но возникло оно намного раньше и известно под таким именем задолго до Петра I. В 1647 году на правой стороне реки Дон была построена крепость Коротояк. Крепость вызвала в эти места приток населения. Рядом с ней всё меньше оставалось незанятой удобной земли для пахоты. А на другой стороне реки Дон, немного выше, находились земли Воронежского Покровского девичьего монастыря, которые не осваивались. Тогда-то нашелся в Коротояке удалой служилый человек Анофрий Голобоков, собрал ватагу коротоякоких жителей и людей, пришедших из северных уездов России, переправился через Дон, поставил дома недалеко от монастырской деревни Форосани (ныне - Старая Хворостань). Было это в 1659 году. С тех пор и существует село, которое получило название по Анофрию Голобокову - Аношкино. Уже в 1669 году (то есть за 3 года до рождения Петра I) составлялось описание укреплений Белгородской черты. Составитель описания А. Еропкин сообщал о поселившихся «за крепостями» (то есть за Доном) коротоякцах и называл населенные пункты, в которых они жили: «Село Аношкино да три деревни: Мегенева, Коркина да Прогорелая».

Хозяева монастырской земли не давали спокойно жить пришельцам. Они писали жалобы местным властям и даже самому царю. Анофрий Голобоков не оставался в долгу. В 1664 году он собрал своих людей, напал на монастырскую деревню Форосан и разорил её. Но и аношкинцам не всегда везло. В 1673 году на Аношкино налетели из степи кочевники, разорили селение, часть людей убили, часть увели в плен. Видимо, в этот раз и деревня Форосан пострадала от кочевников. Уцелевшие аношкинцы снова собрались на прежнем месте и возродили своё селение. Монастырь временно этому не препятствовал - не до того было. А может быть, считалось, что двум соседствующим деревням на «татарской» стороне реки Дон, «за крепостями» сподручнее будет вместе защищаться от кочевников.

Когда же в конце апреля 1696 года Пётр I прошёл на галере «Принципиум» по Дону, следуя с флотом, построенным в Воронеже, «добывать Азов», он село Аношкино просто не заметил: царь спешил к морю.

Легенда, говорящая о том, что имя селу присвоено Петром I, была создана как своеобразная защита на случай, если бы монастырские хозяева сумели добиться права согнать аношкинцев с земли. Одновременно она обеляла основателя села Анофрия Голобокова, возвышала его.